Генеральный директор «Торпедо» Александр Харламов раскрыл «Матч ТВ» секреты успеха нижегородского клуба в этом сезоне.
В нижегородцев изначально никто не верил. Финансовое состояние «Торпедо» было таким, что платежную ведомость пришлось искусственно подтягивать до пола зарплат, чтобы избежать штраф от КХЛ. Состав — «сбитые летчики» и никому не известные юниоры. Да и главный тренер Игорь Ларионов — пусть фигура на весь мир знаменитая, но ранее он никогда не работал в клубе.
Однако с первых же дней чемпионата «Торпедо» начало удивлять. Новая, максимально активная в атаке тактика команды Ларионова оставляла не у дел куда более мощных и плотно укомплектованных соперников. А сама модель игры пришлась по вкусу болельщикам и специалистам. С предельно недорогим составом «Торпедо» сделало невозможное — выдало «на-гора» одновременно и смотрибельный, и эффективный хоккей.
Результат — десятки тысяч желающих попасть на матчи в Нижнем Новгороде, взлетевшая в несколько раз цена на игроков. Но главное — успех и в регулярном чемпионате, где торпедовцы до конца боролись за второе место в Западной конференции, и в плей-офф, где они в первом раунде обыграли московское «Динамо» и боролись с петербургским СКА.
О том, как строилась и крепла эта чудо-команда, «Матч ТВ» поговорил с генеральным директором «Торпедо» Александром Харламовым. Человеком, который первым в мире задался вопросом: почему бы Ларионову не попробовать себя в роли клубного тренера?
— «Торпедо» провело мощный сезон, на равных билось с лидером чемпионата во втором раунде Кубка Гагарина. Вам бы сейчас еще и новую арену! Когда ее достроят? В 2024 году?
— Или 2024, или 2025 год. Но для Нижнего Новгорода, наверное, и 12-тысячника будет мало. Когда мы играли дома против СКА третий матч серии, поступило одновременно 85 тысяч обращений за билетами. На матчи с «Динамо» в первом раунде было 65 тысяч заявок! Вы не представляете, когда мы выпустили в онлайн-продажу две тысячи билетов, их раскупили за три минуты!
Сервера ломаются, не выдерживают такого ажиотажа. Порой людям невозможно объяснить, что мы не прячем билеты. А они обижаются, что не могут на арену попасть. Интерес к матчам «Торпедо» очень большой и у молодежи. Поэтому мы еще организовали фан-зону в торговом центре, там тоже очень сильный ажиотаж. Нижегородские болельщики всегда были одними из самых горячих, у нас команду любят.
— Клуб участвует в строительстве новой арены?
— Мы очень сильно погружены в процесс. Особенно в то, что касается спортивной части, но и не только. Правок внесено много, это надо делать обязательно. В этом плане надо поблагодарить правительство области — оно нас слышит, включает в различные группы. Это будет лучший дворец в стране. У компании Crocus Group, которая занимается строительством нашей арены, все проекты просто космические. Надеемся, что отпразднуем новоселье как можно раньше. Но в таких делах не надо торопиться. Лучше все сделать сразу все четко.
— Когда вы год назад приглашали Ларионова на пост главного тренера, это был рискованный шаг по мнению многих. Сейчас есть чувство, что вы сорвали джек-пот?
— Мы приглашали Ларионова не за громкое имя. Просто Николаич — очень педантичный человек. Если он за что-то взялся, то с головой погружается в эту тему. Вот когда он работал в молодежной сборной, то по каждому из кандидатов в команду звонил в клубы и собирал подробную информацию. Хотя, казалось бы, турнир краткосрочный, можно было этого не делать. Я это помню, потому что из «Торпедо» в его сборную тоже несколько человек попадало. Ларионов звонил, и мы по каждому игроку обговаривали все его сильные и слабые стороны. Где они могут играть, где, наоборот, не могут. И это было не однократно, а постоянно.
После турнира уже я звонил Ларионову. Потому что молодежь вся перспективная, но не каждый может из молодежной команды сразу заиграть в КХЛ. А юных игроков еще и агенты с родителями накачивают: какие они великие. Кроме того, Ларионов стал первым тренером в КХЛ, который после каждой игры так обстоятельно разговаривает с журналистами. В первых матчах это было удивительно! Я спускаюсь в тренерскую, Игоря Николаевича нет полчаса, 45 минут, час… Спрашиваю: «Он уже уехал что ли?» Нет, с пресс-конференции не вернулся. А в других клубах смотрю: одна минута — человек ушел.
«ЛАРИОНОВ МНОГОЕ БЕРЕТ ИЗ АНГЛИЙСКОГО ФУТБОЛА»
— Трудно было утвердить Ларионова в должности? Как прошли переговоры?
— Однажды я его спросил: «Почему в клубе не хочешь поработать? Тебе это в принципе интересно?» Речь тогда о «Торпедо» не шла, просто поинтересовался. Через какое-то время Ларионов мне перезвонил: «Я бы попробовал». Это было приблизительно в феврале прошлого года. Никто никому ничего не обещал. После сезона мы вынесли кандидатуру на обсуждение. Губернатор лично пообщался с Ларионовым, вот так и договорились.
— Ларионов отлично проявил себя в «Торпедо», сейчас половина клубов лиги хотела бы его переманить. Что думаете об этом?
— Мы об этом знаем. К тренеру уже подкатывали и не раз. Но Ларионов за этим не гонится. Он еще год назад мне сказал, что не хочет идти в большой клуб. У него есть понимание, что он стремится сделать в команде. Поэтому его не пугало, что у «Торпедо» чего-то не хватает.
Я его о всех проблемах честно предупредил, и Игорь ответил: «Ничего страшного». Плюс мы договорились, что Ларионов придет в Нижний со своим тренерским штабом. Он заранее знал, кто и что будет делать в команде. Все его игровые схемы были отработаны на уровне молодежной сборной. Кстати, и Роман Ротенберг говорил, что они с Козыревым эти же схемы в СКА внедряли.
Ларионова не пугало, что у нас в основном молодые игроки в составе. У него к делу правильный энхаэловский подход — если ты назвался профессионалом, то должен соответствовать этому уровню.
Игорь приехал в мае, посмотрел, ужаснулся. Потом собрал ребят и сказал, что после отпуска у них жира должно быть 10%, не больше. Все его услышали. С первых дней сборов началась тяжелая предсезонка. Ларионов не такой человек, чтобы бегать из клуба в клуб. Понятно, что сейчас он показал результат. Но Игорь даже не думает о переходе в другой клуб, потому что он самодостаточный человек. Наоборот, он говорит, что мы только в начале пути. Хочет добиться успеха с «Торпедо».
— Ларионов живет с семьей в Нижнем Новгороде?
— Да, супруга здесь, дочка прилетала. А сын у нас в команде играет. Тоже, кстати, молодец. Никто ведь не ожидал, что он так здорово сезон проведет. Да у нас таких 80% — тех, кого уже почти списали. Но когда Ларионов еще работал в сборной, то я после каждого турнира читал отзывы игроков о нем. И все в один голос говорили: как же с ним приятно работать!
Наши после возвращения из сборной тоже рассказывали: «Человек объясняет так, что чуть ли не за руку тебя водит, показывая, что ты должен делать». Плюс чисто человеческое отношение. Игроки же могут с Ларионовым обсудить любую проблему, не только хоккей. Это очень разносторонняя личность, не просто так его Профессором называют.
Николаич же сам до сих пор развивается. Например, он сейчас очень много берет из европейского футбола. Ездит в Англию, общается с тренерами, ему это интересно. К тому же он сам много работал с великими тренерами. Тот же Боумэн, по словам Ларионова и Федорова, видел игру на несколько ходов вперед, двигал игроков как шахматы. Теперь из того состава 10 человек в Зале славы НХЛ.
А поначалу, это Федоров вспоминал, игроки не понимали тренера, злились. Об этом Ларионов тоже постоянно рассказывает ребятам, снимает им напряжение за ошибки. Для молодых игроков это очень важно — не бояться ошибок. Ведь делая ошибки и их исправляя, хоккеист растет.
«У НАС НЕТ БОЛЬШИХ ЗАРПЛАТ. ЕСТЬ ТРИ МИЛЛИОНА, ПЯТЬ, СЕМЬ…»
— С одной стороны, работать в команде Ларионова комфортно. С другой — он прокачивает игроков, поднимает их цену на рынке. Из-за этого сейчас многие рвутся в «Торпедо»?
— Да, многие игроки звонят. И лично Ларионову, и Козыреву. Но как их взять? Да и кто их отпустит при действующих контрактах? Хотя, когда у нас была проблема с тем, чтобы подняться над полом зарплат и избежать штрафа от КХЛ, мы за два дня переподписали ребят на следующие сезоны. Только Кручинин не подписал пока новый договор, да еще два-три человека. Алексей — опытный игрок, попросил перенести переговоры на время после окончания сезона.
— Цена Кручинина на рынке сейчас около 50 миллионов. Алексею скоро 32 года, свою лучшую статистику он показал сейчас в «Торпедо». Может ли нападающий уйти на заработки, а через пару лет вернуться в команду?
— А где гарантия, что в другой команде Кручинин окажется на тех же ролях? У него уже были такие контракты, и чем все закончилось? Я со многими пацанами общаюсь, которые в «Торпедо» показали такую результативность, как нигде. Ничего не имею против — пусть уезжают зарабатывать. Но любые деньги надо уметь оправдать.
Иногда лучше взять чуть поменьше, но остаться в команде и стать настоящим любимцем публики. Играть в хоккей долго, на своем месте. А не оказаться через два года в непонятной ситуации с риском закончить карьеру.
Сами мы в хоккейной «гонке вооружений» участвовать просто не можем. Да и цели такой нет. Молодежь растет, опытным игрокам не уступает. В наших же ребят тоже никто не верил. А теперь спрашивают: «Где вы этого взяли? А этот откуда? Как у вас Конюшков так здорово заиграл?» Я и сам смотрю на Богдана — он словно лет пять уже в КХЛ выступает.
— Какая среди игроков «Торпедо» максимальная зарплата?
— Около 30 миллионов, 40 или 50 — такого нет. Зато есть три, пять семь, десять…
«ИЗ НАШЕЙ КОМАНДЫ МНОГИЕ МОГУТ ПРОБИТЬСЯ В НХЛ»
— «Колорадо» не скрывает, что в 2024 году ждет Николая Коваленко.
— Значит, наши игроки ценятся уже и в НХЛ — это прекрасно. Все мечтают там выступать, но нужно выбрать правильное время для старта. Быть готовым к НХЛ и физически, и ментально. Мы таких ребят поддерживаем — они же потом играют за сборную России.
Кольке с папой повезло: Андрей разбирается что к чему, сам в НХЛ играл. Он знает, когда туда надо ехать и на какие позиции. «Колорадо» — клуб непростой, действующий обладатель Кубка Стэнли. Там надо проводить серьезные предварительные переговоры. На следующий год у Коваленко есть контракт с «Торпедо». Потом подумаем. Конечно, рано или поздно он уедет. Тем более что у Николая силовая манера игры, техники хватает. Он может вырасти в крутого хоккеиста.
— У кого еще из ваших игроков есть перспектива дорасти до НХЛ?
— Конюшков, Федотов. Это два технаря, такие в НХЛ сейчас ценятся — люди, которые умеют играть с шайбой на синей линии. Но им надо время. Это праворукие защитники атакующего плана, хорошо играющие в большинстве.
Есть еще ребята, которые вернулись из Северной Америки — Фирстов, Летунов, Ян. Они играют вместе и не скрывают, что им комфортно. Потому что у них у всех североамериканская манера. Плюс Николаич ими подруливает. В перспективе они могут вернуться, но опять же всё зависит от клуба.
Вот я с Фирстовым разговаривал, он сам говорит: «Ну куда там?» Он с Капризовым до сих пор общается. Владик сам понимает, что пока в состав «Миннесоты» не проходит. Но то, что он прогрессирует — это да.
Макс Летунов тоже очень сильно добавил по ходу сезона. Сейчас выделяется как центральный нападающий. Да тот же Бокун — очень крепкий, сильный защитник. Если Андрюха Козырев его натаскает, то не исключаю, что и он в НХЛ пробьется.
— Игроки «Торпедо» в этом сезоне прекрасно общаются после матча и раскрываются в разговоре как интеллектуалы. Это тоже от тренера идет?
— Так у нас ребята в команде университеты закончили, Агостино вообще Йельский. У нас игроки с тренерами общаются и на отвлеченные темы, не только о хоккее.
«МАТЧ ТВ» СДЕЛАЛ НИЖЕГОРОДСКИЙ ХОККЕЙ БОЛЕЕ СМОТРИБЕЛЬНЫМ»
— Во многих командах КХЛ легионеры двигают команду. Какую роль иностранцы несут в «Торпедо»?
— Адама Хуску мы брали целенаправленно, по нему Хабибулин работал. У нас все решения по игрокам принимаются сообща, а крайнее слово за тренерами.
Кенни Агостино нас с прошлого года устраивал. Вот Ю Сато — новичок. Мы видели, что это молодой, обучаемый парень, хорошая скорость. Николаич его знал еще с тех времен, когда Сато в «Крыльях Советов» занимался. Он хорошо говорит по-русски.
— Сато не хочет сделать российский паспорт, чтобы перестать числиться легионером?
— Хочет, но это не быстрая процедура. Его папа и мама приезжали в Нижний Новгород, японское ТВ делало про него сюжет. Нормальный парень. Конечно, это не Буше и не Найт, но в команду зашел хорошо, пользу приносит.
— Спонсоры сейчас идут охотнее?
— Интерес есть. Тут надо губернатора Глеба Никитина поблагодарить. Он переживает за клуб, помогает. Спонсоров тоже он помогает находить. А по поводу новых — посмотрим после сезона.
— С этого сезона «Торпедо» заключило контракт с телеканалом «Матч ТВ». В чем клуб от этого выиграл?
— Картинка стала гораздо лучше. Теперь ваш телеканал снимает и транслирует наши игры. Это тоже имеет большой положительный эффект на людей. Наш хоккей стал более смотрибельным. Есть статистика, что наши матчи смотрит около пяти миллионов человек. И количество зрителей растет. Сейчас для нас очень важно удержать этот уровень, потому что второй сезон всегда сложнее. Отношение со стороны соперников будет другим. Важно, что пацаны это понимают.
— Ларионов сделал в КХЛ революцию?
— Он принес вещи, которые должны быть. Игорь — кладезь знаний, собранных по обе стороны океана. Он знает, как улучшить наш хоккей.
Комментарии 2