Нападающий Андрей Крутов в рамках развернутого интервью рассказал об адаптации во взрослом хоккее и «Чайке», взаимодействиях с партнерами по команде и жизни в Нижнем Новгороде.

– В январе вы получили травму и выбыли на несколько недель, что произошло?
– Травмировался на игре «Торпедо» против московского «Динамо». После силового приёма в своей зоне упал на руку и надорвал бицепс. Мышца особо не болела, но был дискомфорт. На следующий день меня отправили в команду ВХЛ для получения игровой практики. На тренировке резко бросил, после чего рука просто повисла. Восстановление заняло чуть больше двух недель. В этот период занимался с тренером-реабилитологом в «Торпедо», он давал мне определённые упражнения исходя из характера травмы. Потихоньку закачивали мне плечо, тренировались на льду без шайбы. Когда стало лучше, перешли к дриблингу и броскам. Последняя тренировка уже была силовой.
– Было особенно обидно выбыть из строя в момент, когда начали забивать в КХЛ?
– Первые эмоции после травмы действительно были очень неприятными. Расстраивался, потому что очень хотел играть, без разницы где. Спустя пару дней поставил себе цель вернуться в состав ещё лучше и злее. После реабилитации я начал с МХЛ, затем сыграл один матч в ВХЛ и меня вернули в «Торпедо». Травма – это плохо, но она замотивировала работать ещё больше.
– Из-за травмы вы пропустили Кубок Вызова. Получали слова поддержки от ребят из сборной Востока?
– Да, пацаны с Востока и Запада писали мне, когда увидели новость о замене в составе. Было обидно пропускать Кубок Вызова, я хотел туда поехать и показать себя. Считаю, что у меня были бы большие шансы отобраться на Матч Звёзд, потому игра в КХЛ придаёт мне определённую уверенность. В Новосибирске получился результативный матч, забросили много шайб. Запад оказался сильнее, но Восток всё равно бился. Думаю, я бы помог своей сборной одержать победу. Смотрел трансляцию Кубка Вызова, помню слова комментатора о том, что Виталий Геннадьевич Черночуб рассчитывал на меня в сборной. Приятно, когда другие тренеры считают, что я могу вносить вклад в результат команды. Если бы не травма – поехал бы в Новосибирск и оправдал ожидания Виталия Геннадьевича.
– Вокруг Кубка Вызова было много разговоров о том, что на Западе игроки мастеровитее, чем на Востоке. Как вам такой тезис?
– На данный момент Лига в принципе очень равна. Об этом свидетельствует и то, что в 2023 году Кубок Харламова выиграла команда из Восточной конференции, а в 2024 – из Западной. Здесь нет перевеса. На Востоке хоккей действительно жёстче, чем на Западе. Игроки команд из Татарстана («Ирбис», «Спутник» и «Реактор»), например, активно играют в тело и блокируют много бросков. Что касается мастерства, думаю, сейчас в каждой команде найдётся парень с выдающимся дриблингом и отличным видением площадки.
Лига очень сильно омолодилась, в команды зашло много масочников. Это хорошо для молодёжи, но опытным ребятам от этого легче. Ещё два года назад МХЛ была совсем другой: парней в масках было максимум четыре в одной команде, а сейчас весь состав «АКМ-Новомосковск» состоит из ребят 2007-2008 годов рождения. Несмотря на опыт игры в ВХЛ и КХЛ, я не чувствовал себя на голову выше других хоккеистов в молодёжке. Пацаны ведь не просто так играют в этой лиге. Каждый из них работой в зале и на льду заслужил своё место в составе. Если честно, в сезоне 2024/2025 моментами мне было тяжело играть в МХЛ. Возможно, соперники просто по-особенному настраивались на меня, потому что я смотрел другие матчи, и со мной играют намного жёстче, чем с остальными. В «Чайке» мы с Витей Фёдоровым и Глебом Пугачёвым. В будущем они способны играть на уровне КХЛ. Очень круто находиться на льду с партнёрами, которые понимают стиль системы «Торпедо» и не стараются сыграть от простого, ведь красота хоккея в передачах.
– Вы забили первый гол уже во втором матче за «Торпедо», а в шестой игре оформили дубль. Что помогло так «выстрелить»?
– Много факторов. В первую очередь мне помогло то, что я начал сезон 2024/2025 в ВХЛ. В этой лиге очень много борьбы, и молодой игрок должен научиться выигрывать её, держать удар и превосходить соперников, тогда ему будет проще переходить на более высокий уровень. У меня было много моментов и в дебютном матче с «Сибирью»: много бросал, даже попал в перекладину. С первым голом немного повезло: Миша Орлов бросил в перекладину, и шайба просто отскочила мне на крюк. Я заходил в КХЛ с очень крутыми партнёрами. Многие молодые ребята начинают с 13-го нападающего, а меня сразу поставили в тройку с Серёжей Гончаруком и Дмитрием Кагарлицким, у которого уже больше 800 матчей в КХЛ. Безумно приятно играть с партнёрами, которые понимают все твои действия на льду, отдают очень хорошие передачи и помогают в разных моментах. Ребята помогли мне войти в Лигу, Дима поддерживал в каждом матче, очень много советов было и от Игоря Николаевича, хочу передать им огромное спасибо.
– В том же матче, когда вы забили первый гол за «Торпедо», была пропущена достаточно курьёзная шайба. Можете вспомнить тот эпизод?
– Я получил передачу у борта, защитник «Адмирала» сзади сыграл в стык. На видео кажется, будто шайба идёт в сторону ворот от моей клюшки и проходит между щитков Вани Бочарова. Однако на самом деле был рикошет от клюшки Егора Петухова. Вокруг этого гола было много шумихи. Ребята после матча подшучивали надо мной, поздравляли с первым дублем в КХЛ. До сих пор стебут. Когда приехал на скамейку после того гола, был расстроен и подавлен. Злился на себя за то, что не оправдываю доверие тренеров, которые дают мне игровое время и ставят в звено с шикарными партнёрами. На лавке Владимир Викторович Филатов сказал мне: «Не переживай. Я уверен, ты исправишь свою ошибку». Поддержка очень помогла мне сразу вернуться в игру и забить.
– В «Торпедо» вы чаще всего общаетесь с молодыми ребятами, которых знаете по МХЛ?
– Нет, вообще со всеми. У нас в коллективе любой игрок может помочь другому, все ребята дружелюбные и отзывчивые. Мы много общаемся с Никитой Артамоновым, Антоном Силаевым, Богданом Конюшковым, Егором Виноградовым и Васей Атанасовым. Также в «Торпедо» заходил Илья Чефанов – не особо старый игрок (улыбается). Ещё летом мы вместе тренировались с Гончаруком, он тоже из Тольятти, как и я. Там познакомился с Серёжей, сейчас мы хорошо общаемся. Могу послушать Маркуса Филлипса и Китона Томпсона (у меня довольно слабый английский, работаю над этим), а также поболтать с Ваней Бочаровым – мы сидим рядом в раздевалке. Ещё меня часто поддерживает Андрюха Белевич, я забил все свои голы в тройке с ним и Кириллом Ворониным.
– Иван Бочаров замкнутый в раздевалке, как и подобает вратарям?
– Если честно, никогда не видел таких спокойных вратарей, как Бочаров. Я сыграл в КХЛ ещё не так много, поэтому не очень хорошо знаю Ваню, но в быту, раздевалке и на льду он всегда сохраняет спокойствие и улыбается. Он тоже много подсказывает мне и помогает, в феврале привёз кепку с Матча Звезд КХЛ – особенная благодарность ему за это. Если брать Ваню Кульбакова, то это жизнерадостный вратарь, который много смеётся и шутит в раздевалке, вокруг него всегда много людей. Но перед игрой и во время матча он очень серьёзный, вообще не улыбается и мало с кем разговаривает. Ведёт себя, как типичный вратарь. Ваня Бочаров совсем не такой.
– Спокойный Бочаров толкнул Егора Сурина на ворота в перерыве матча против «Локомотива». Не обсуждали с ним этот момент?
– Я зашёл в КХЛ уже после матча с «Локомотивом». Не спрашивал у Вани про этот эпизод, но обсудил его с Суриным – мы плотно общаемся. После той игры дождался Егора и спросил, что произошло. Он рассказал мне небольшой секрет: если во время разговора с вратарём начинать фразы с «не», то он начнёт ругаться и злиться. В том матче Егор подъехал к Ване в перерыве и начал спрашивать: «Почему сегодня не тащишь?», «Почему не отыграл «на ноль?» Бочаров не сдержался и толкнул его.
– Кто в «Торпедо» чаще всего занимается трэш-током?
– Могу назвать только одного – Женя Свечников. Он единственный в «Торпедо», кто любит подразнить соперников, что-то высказать им и повздорить. Я в этом плане спокоен. Хочу просто играть в хоккей, для стычек и перепалок в командах есть определённые игроки. Во время тяжёлого эмоционального матча могу потолкаться с соперником или что-то ему сказать, но на послематчевых рукопожатиях всегда проявляю уважение. Хоккейный мир тесен, все знают друг друга и общаются.
– В сезоне 2024/2025 у вас больше голов, чем передач во всех трёх лигах. С чем это связано?
– На предсезонке я провёл очень много времени в бросковой зоне. На уровне ВХЛ и КХЛ у молодых игроков чаще всего бывает всего один-два момента за весь матч, поэтому из каждого броска нужно выжимать максимум. Также летом изучал слабые стороны вратарей. Советую всем ребятам, у которых не получается много забивать, проводить побольше времени в бросковой зоне. Это очень важная часть нашей работы. Зал – это мышцы, но хоккеисту важнее мышление и дриблинг.
– Из-за регулярных путешествий между МХЛ, ВХЛ и КХЛ сезон получается довольно рваным. Переживаете из-за этого?
– Нет, потому что для меня главное – получать игровую практику. На одной послематчевой пресс-конференции Игорь Николаевич сказал, что молодой хоккеист должен играть везде, по максимуму используя своё игровое время. Не расстраиваюсь, когда меня отправляют из «Торпедо» в ВХЛ или МХЛ: просто выхожу на лёд и выполняю все задания тренерского штаба. Я в теории могу выиграть за сезон сразу три кубка. Следующий год будет для меня уже выпускным в молодёжке, поэтому нельзя упускать время. Кубки добываются тяжёлым трудом, некоторые хоккеисты выигрывают всего один трофей за всю карьеру.
По результатам регулярки нельзя делать выводы о плей-офф. В матчах на вылет уже совсем другая игра, так что «Торпедо» может выйти в плей-офф с восьмого места и выиграть Кубок Гагарина. В команде ВХЛ у нас большие шансы на чемпионство, а если меня отправят в «Чайку», то я буду рвать когти, чтобы выиграть нам Кубок Харламова. В плей-офф 2023 года у меня было мало игрового времени, теперь хочется чувствовать себя тем, кто делает результат для команды и приводит её к чемпионству.
– Вы не верите, что начнёте плей-офф с «Торпедо»?
– Мне не хватает игровой практики для плей-офф КХЛ, сыграл здесь всего восемь матчей. Взрослые парни кусаются за свой шанс выиграть Кубок Гагарина, для некоторых из них это может быть последний сезон на таком уровне, поэтому молодым тяжело пробиться в состав. Конечно, если не брать людей с других планет, таких как Ваня Демидов. Это особенный хоккеист. Ему плевать, в какой лиге играть, он просто выходит на лёд и рвёт всех. Однако я считаю, что Артамонов сильнее него, просто у Вани партнёры опытнее. Думаю, многие замечают конкуренцию между ними в КХЛ. Артамонов «съест» Демидова, в скором временем он будет играть намного лучше Вани. Для меня нет партнёра лучше, чем Никита – в МХЛ мы вместе играли в одном звене, у нас на льду была особенная связь. Когда выходишь против тройки Артамонов – Виноградов – Атанасов на тренировке, становится страшно. Они так друг друга чувствуют, что голова начинает кружиться.
– Вы говорили, что «автобус» – это не стиль «Торпедо». После матча с московским «Динамо» Алексей Кудашов сказал, что ваша команда стала играть иначе и при счёте 1:4, когда надо отыгрываться, четыре человека стоят на их синей линии. Что тогда произошло?
– Момент, про который говорит Алексей Николаевич, был на пересменке. Вся пятёрка пошла меняться, динамовцы начали разгонять атаку, и у нас просто не было времени пойти в форчек или давление. Поэтому действительно получилось так, что четыре игрока «Торпедо» оказались на синей линии. Мы никогда не встаём в «автобус», все команды вертикали играют в постоянный прессинг. Не знаю, в каком месте можно назвать нашу игру закрытой – это бред. Игра «Торпедо» отличается от других команд КХЛ. Может, в плане результата нам пока не очень везёт, но это не заставит нас отойти от системы – когда-нибудь она даст свои плоды и принесёт нам кубки.
– Если в конце регулярки не произойдёт никаких глобальных изменений, то «Торпедо» выйдет в первом раунде на «Локомотив». Уже обсуждаете потенциального соперника?
– У игроков есть определённые мысли по этому поводу. Многие говорят, что «Локомотив» действительно наш наиболее вероятный соперник в первом раунде, однако никто ещё не думает о плей-офф. Идёт регулярка, мы живём здесь и сейчас. В плей-офф начинается совсем другая игра. Если мы выйдем на «Локомотив», то, уверен, дадим отпор и пободаемся. Не считаю, что ярославцы играют в какой-то фантастический хоккей – любую оборону можно вскрыть, и «Торпедо» умеет это делать. Нам без разницы, кто наш соперник – будем бороться до конца, пока не прозвучит финальная сирена.
– Летом вы говорили, что хотите спросить у Игоря Николаевича про вашего однофамильца и его партнёра по сборной СССР Владимира Крутова. Получилось?
– Надо было мне напомнить – в какой-то момент совсем забыл об этом. Я пока не спросил у Игоря Николаевича про Владимира Крутова, но мы с ним многое обсуждали, он подсказывал разные детали и помогал адаптироваться в КХЛ. Очень круто, что в «Торпедо» находится тренер с таким выдающимся игровым опытом.
– В «Торпедо» играет сын Игоря Николаевича, поэтому в теории связку Крутов – Ларионов можно возродиться в КХЛ прямо сейчас. Осталось найти какого-нибудь Макарова.
– Думаю, об этом пока никто не задумывался. В «Торпедо» очень большая ротация, в составе нет игроков, которые весь чемпионат прошли бы в одной тройке.
– Вы спросили у Гончарука, «как он так быстро бегает»?
– Да. Сначала он пошутил, что это всё малина (это уже классический прикол в «Торпедо»), но потом рассказал, что просто с детства быстро бегает. У некоторых людей есть таланты, которые видны с малых лет. Думаю, тот же Макдэвид и в детстве всех обгонял.
– Какая у вас сильная сторона?
– С этим вопросом лучше позвонить моему первому тренеру (улыбается). В детском хоккее ребятам часто говорят: «Да ты ударь его, и он перестанет туда ездить!» Но, если меня ударить – всё равно туда поеду. Я не мазохист, чтобы специально ездить в такие точки, просто мне без разницы. Сколько бы меня не били – буду идти до конца, пока не пройду сквозь оборону соперника. Ещё в моей игре часто выделяют видение площадки. Я понимаю, в какой момент игрок поедет в определённую точку. Как говорил Уэйн Гретцки: «Хорошие игроки находятся там, где шайба. Великие – там, где она будет».
– Из восьми матчей в КХЛ вы сыграли на выезде лишь один раз – против «Лады» в родном Тольятти. Это был для вас особенный момент?
– Да, это был очень важный матч для меня – сыграть при родных трибунах, где я провёл много домашних матчей в составе «Лады» (хотя чаще всего мы играли на тренировочной арене). Во время разминки в фойе меня узнавали местные болельщики – было очень приятно. Гендиректор тоже подходил поздороваться. Здорово, что меня помнят в родной системе. На матче с «Торпедо» присутствовали родители и много друзей. Жаль, что у меня не получилось забить, хотелось отличиться. Мне повезло, что мой первый выезд в КХЛ начался именно с Тольятти.
– Тяжело играть вдали от семьи и второй половинки?
– Хоккеисту некогда думать о разлуке – во время сезона много матчей, ты концентрируешься только на них. Когда выпадает свободное время, то, конечно, скучаю по ним. Было тяжело только первый месяц в Нижнем Новгороде, когда я впервые уехал от семьи и жил один. Однако мои друзья Антон Силаев и Ваня Чесноков помогли освоиться. Родители часто приезжают ко мне, так что мы держим связь. При возможности я бы провёл всю карьеру в Нижнем Новгороде – это очень крутой город. Тут особая атмосфера, очень красивые улицы и набережные. В будущем хочу перевезти сюда семью.
Александр Петрич, mhl.khl.ru
Комментарии 1