25 января года уроженцу города Бор Павлу Торгаеву исполнилось 60 лет. Он расставался с Горьким, а приезжал в Нижний Новгород. Дважды шёл по обратной дороге как игрок и один раз как ассистент главного тренера. В штабе «Торпедо» Павел Викторович был одним из помощников Кари Ялонена, которого хорошо знал по финскому клубу ТПС.
42 года назад горьковский торпедовец стал чемпионом Европы среди юниоров, а 32 миновало с тех памятных дней, когда он в Норвегии вышел на олимпийский лед и в Финляндии завоевал серебряную медаль чемпионата этой страны. Не стоит также забывать, что за день до прихода 1994 года скандинавский ТПС взял клубный Кубок Европы, обыграв в немецком Дюссельдорфе московских динамовцев – 4:3. К этой победе приложили руку двое россиян – нападающий Павел Торгаев и тренер Владимир Юрзинов, который прежде играл за бело-синих и был их наставником.
Перед своим 20-летием наш земляк во второй раз покорил вершину молодежного чемпионата мира. Этот спор завершился в январе 1986-го в Канаде, где партнеры центрфорварда «Торпедо» избрали его капитаном сборной. Фото хоккеиста из Горького, который с победной улыбкой держит над головой главный приз, обошло многие информационные агентства – у нас в стране и за рубежом. Пройдет почти десять лет, и он снова окажется в Канаде – как игрок «Калгари Флэймз».
Вообще «география» выступлений Торгаева весьма широка. В составе «Торпедо» он забрасывал шайбы в чемпионатах СССР и СНГ, в МХЛ, затем были клубы Финляндии и Швейцарии, за океаном – НХЛ и АХЛ. Венчали карьеру мастера спорта международного класса, участника Олимпийских игр (1994) и чемпионата мира (1995) дружины российской суперлиги из Нижнего Новгорода и Череповца.
Команде «Торпедо», из которой он уходил и куда возвращался, Павел Викторович отдал в общей сложности тринадцать лет. Вот выдержки из его интервью «Советскому спорту».
«Постепенно становилось ясно, что я пришел всерьез. В этом большая заслуга Николая Ивановича Карпова, в ту пору главного тренера «Торпедо». Он потихоньку стал подпускать меня к основной команде. А после прихода на тренерский мостик Юрия Ивановича Морозова я стал регулярно участвовать в матчах…
Пока первенство страны разыгрывалось путем гладкого чемпионата, «Торпедо» иногда занимало высокие места. Не призовые, но достаточно почетные. Безусловно, тягаться с московскими командами было крайне тяжело.
Какое-то одно первенство выделить довольно сложно. Наверно, это середина восьмидесятых, когда в «Торпедо» подобралась очень хорошая команда. Варнаков, Скворцов, Ковин, Астафьев, Вязов — всех великолепных хоккеистов просто невозможно перечислить. К тому времени они были уже состоявшимися мастерами, в отличие от меня».
И ещё цитата, уже из другого издания. «Полноценным игроком сборной я себя не чувствовал. Скорее кем-то вроде транзитного пассажира своего привычного поезда. А мой поезд – горьковский. Это нынче в сборную берут и с периферии, и из Москвы. А в ту пору она комплектовалась прежде всего из игроков столичных клубов. Впрочем, большинство из них того, бесспорно, заслуживали. Нет, я не комплексовал в компании Каменского, Быкова, Хомутова… Но почему-то не сомневался, что в сборной не задержусь. И интуиция меня не обманула. Кроме того, я считаю, что не всегда отвечал требованиям этой звездной компании».
В своих интервью Торгаев частенько бывает самокритичен. Однако со стороны, как говорится, виднее. Один нижегородский болельщик дал ему в интернете такую характеристику: «Всегда бесстрашно шёл на «пятак». Не задира, но настоящий боец, подкупали его упорство и целеустремленность в атаке».
На вопрос «Вы довольны своей карьерой?» Павел Торгаев как-то сказал:
- Я участвовал во всех престижных соревнованиях. Правда, очень редко побеждал в них. Но в принципе мне грех жаловаться на свою спортивную судьбу.
Владимир Молчанов