В начале 1961 года вторая сборная СССР по хоккею, которую ещё называли молодежной, провела новогодние «каникулы» за океаном, где трижды обыграла национальную команду США. В состав гостей входили горьковчане Виктор Коноваленко, Игорь Чистовский, Роберт Сахаровский, Лев Халаичев, а старший тренер «Торпедо» Дмитрий Богинов опекал игроков вместе с наставником воскресенского «Химика» Николаем Эпштейном.

Всего советская дружина провела на льду четырех американских городов пять встреч. Сначала она нанесла поражения университетским командам штатов Северная Дакота и Миннесота, а затем расправилась с олимпийским чемпионом – сборной США. Правда, состав хозяев был тогда совсем не чемпионский: многие хоккеисты быстренько покинули ряды любителей, заключив выгодные контракты с профессиональными клубами. Против советской «молодежки» выступала по сути новая сборная, которую гости по всем статьям превзошли. Вот эти победы: 8:3 (из горьковчан отличился Чистовский), 10:1 (Сахаровский – 2, Халаичев – 2), 6:3 (Сахаровский – 1).
После турне о нем рассказал в «Советском спорте» Дмитрий Николаевич Богинов. Приводим выдержки из газеты с упоминанием хоккеистов «Торпедо».
- Отбиться от репортеров не было никакой возможности, этого не мог сделать даже наш вратарь Коноваленко. Виктор сказал, что если американские хоккеисты так же стремительны в своих атаках, как репортеры, то он не ждет легкой жизни. Но в Колорадо-Спрингс мы увидели команду, у которой еще мало мастерства, нет боевых сыгранных звеньев. Матч с национальной сборной США начался при переполненных богатой публикой трибунах и гробовом молчании, встретившем нас. Только пятая шайба, блестяще посланная Чистовским в американские ворота в конце первого тайма, разбила стену безмолвия, и мы услышали первые аплодисменты в наш адрес. Наутро все газеты напечатали подробные отчеты о поражении своей команды. Много похвальных слов заслужили Коноваленко, Давыдов, Деконский, Чистовский и тройка «Химика».
Наши соперники стремились лучше сыграть в матч-реванше. В первом периоде, пожалуй, они были близки к выполнению этой задачи. И если хозяева не сумели её решить, то только потому, что у Коноваленко были другие планы. Когда он в последнем периоде ушел отдыхать, счет был уже 9:0…».
А в журнале «Огонек» своими впечатлениями поделился Николай Семенович Эпштейн. «Американцы, падкие на пышные прозвища, стали называть нашу команду «русский вихрь», и нам, её руководителям, пришлось на телевидении рассказывать о том, что «вихрь» зародился на берегах Волги и Москвы-реки, что в составе нашей сборной четыре горьковчанина, пятерка из Воскресенска, а остальные москвичи».
Вот что он говорил о последней игре: «На поле горьковская тройка. Она «включает третью скорость». Великолепная подача Льва Халаичева – и Роберт Сахаровский открывает счет. Следующие минуты проходят в равной борьбе. А когда на табло загорается 3:2, наши опять начинают «давить». Американцы немножко растеряны. Они пытаются перехватить инициативу. Но вот снова вступает в дело горьковская тройка, и снова Халаичев точно передает шайбу. На этот раз защитнику Владимиру Данилову. Счет становится 4:2…»
«Орлята расправляют крылья» - так назывались заметки Эпштейна. В них, в частности, говорилось о том, что в преддверии турне главная цель наших тренеров заключалась в подготовке подопечных к жесткой силовой борьбе. По возвращении советской команды было признано: её наставники успешно справились с этой задачей.
Кстати: после матча в Миннеаполисе, где советские хоккеисты победили университетскую команду – 10:2, ее тренер Джон Мариуччи подарил Виктору Коноваленко вратарскую ловушку.
Владимир МОЛЧАНОВ
Комментарии