Домашняя игра против «армейцев» из Санкт-Петербурга завершилась «сухой» победой нижегородского «Торпедо» - 6:0 (3:0, 2:0, 1:0).
Первый период в исполнении «Торпедо» получился по-настоящему реактивным. Команда могла открыть счет уже на пятой секунде (!), но после броска Владимира Ткачёва гостей спасла штанга. Тем не менее, долго ждать заброшенных шайб болельщикам не пришлось. В середине периода Сергей Гончарук завершил скоростную контратаку броском в «домик» голкиперу — 1:0. Четыре минуты спустя счет удвоился. Мощнейший бросок Василия Атанасова под перекладину едва не порвал сетку ворот — 2:0. Но и на этом подопечные Алексея Исакова не остановились. Кирилл Свищёв своей первой шайбой в КХЛ вынудил гостей использовать замену вратаря и вместо Артемия Плешкова выпустить на лед Сергея Иванова.
Во втором периоде «голевой карнавал» в исполнении «Торпедо» продолжился. Как и в прошлом матче, команда отлично проявила себя в большинстве, что помогло отличиться Егору Виноградову — 4:0. А вскоре поймавший кураж Кирилл Свищёв следом за первой шайбой в КХЛ оформил и первый «дубль» в лиге, дав повод трибунам исполнить хит группы «Чайф» про Аргентину и Ямайку. Нельзя сказать, что гости не имели моментов впереди. Временами напряжение у ворот «Торпедо» также было весьма велико. Однако Денис Костин остался непоколебим — 5:0.
В начале третьего периода у гостей появилась выгодная возможность вернуть в матч интригу. Хоккеисты СКА получили в свое распоряжение четырехминутное численное большинство, но нижегородцы уверенно отвели все угрозы от своих владений. А заработав собственный количественный перевес, торпедовцы в очередной раз материализовали его в успех. Финальную «точку» в матче поставил Егор Виноградов – 6:0!
Игорь Ларионов (главный тренер СКА):
— Приятно быть в городе Нижнем Новгороде. Неприятно проигрывать с таким счетом. Это самое большое разочарование, наверное, в моей тренерской карьере. Хотя нет, был у нас один матч, не хочу о нем говорить, но сегодня было явное преимущество одной из команд, которая провела хороший матч, выиграла. В этом плане хочу поздравить соперника с победой. Как обычно, горячая поддержка болельщиков. Нам приходится извиниться за тот хоккей, за ту игру, за то, боюсь такого слова, равнодушие, которое было сегодня. Но завтра будет новый день. Надо перегруппироваться и готовиться к следующему матчу. По-другому я не вижу.
— В какой момент появилась уверенность, что сегодняшний матч не за СКА?
— Меня разочаровал первый отрезок, самый первый, когда мы пропустили выход один на один. Это показало, наверное, фокус команды, с которым она вышла на игру. Было сказано: начало матча всегда очень важно. Ты ставишь опытных игроков на точку вбрасывания на первый отрезок, но, к сожалению, не всегда слова доходят до игроков, и совершаются такие нелепые ошибки, как потеря концентрации, потеря позиции. Из этого выходит тот провал, который произошел. Наверное, это был сигнал, дали сопернику уверенность. Хотя были моменты, когда мы могли забить. Но всегда ты оцениваешь готовность команды. Наверное, это продолжалось в течение всего матча, когда были недоработки, не было взаимозаменяемости, что пугает. Потому что ты понимаешь, когда партнер в сложной ситуации, где нужна помощь. Это называется сплоченность командной игры. Игры, которой сегодня не было.
— Четвертое поражение от «Торпедо» в нынешнем сезоне. Можно ли назвать нижегородскую команду самой неудобной в КХЛ для СКА в сезоне 25–26?
— Можно назвать все, что угодно. Понятно, мы об этом знали, мы об этом говорили. Ты пытаешься найти слова, пытаешься подготовить команду к тому, что легких матчей не бывает в этой лиге, с кем бы ты ни играл. Те поражения, которые случились в начале сезона, давно уже были забыты, но тем не менее я напомнил им сегодня, напомнил до игры, еще за пару дней до сегодняшнего матча. Не потому, что это обо мне, потому что мой приезд в Нижний — моя личная история. Нет, это команда, это команда СКА, это турнирная таблица, это соперник, который играет в хороший хоккей. Говорить о неудобном сопернике — так мы будем говорить о каждой команде, потому что любая команда неудобная, пока ты не находишь в себе силы как команда преодолеть сложности и найти путь к победе через, может быть, не красоту игры, а через характер, усилия, страсть. Всего этого не было.
— Ваш коллега Алексей Исаков приглашен на Матч звезд. Как вы считаете, что он может на Матче звезд почерпнуть для себя в плане тренерского опыта?
— Я не комментирую. Я рад, что он получил приглашение — это все, что я скажу. Все остальное: на Матче звезд обычно ничего не получаешь, кроме кепки и майки, которые дают организаторы.
— Вы согласны с выбором тренера?
— Я не могу комментировать, потому что это выбирала лига, выбирали болельщики. Если выбрали человека, значит, выбрали заслуженно. Другого ответа от меня вы не получите.
— Кирилл Свищёв свою карьеру в КХЛ начинал благодаря вам. Впервые он вышел на лед, заиграл в «Торпедо», когда вы были наставником команды. Сегодня он забил первый гол, да еще и дубль оформил. Вот честно, сердце ёкнуло, тренерское?
— Любой опыт — работа. Любые первые шаги тех игроков, которые начинали при мне, всегда радуют. Я не жду благодарности, потому что это работа наставника — дать возможности игрокам сделать шаг вперед в своей карьере. Их было много, этих мальчишек, которые начинали. И сегодня они повзрослели за три года, стали опытнее. Могу сказать слова не то, что благодарности, а порадоваться за ребят, потому что если они прогрессируют, и в какой-то части того прогресса, того пути, который они прошли, есть моя доля, то я только рад. Но мы сегодня говорим о команде СКА, которая проиграла матч по всем статьям. Здесь не хочется высокопарных слов в адрес соперника и особенно игроков.
—По первому периоду вы сказали, что там были предпосылки, что команда неправильно настроена. Было два перерыва, после которых картина не сильно менялась, хотя вы немного перетасовывали состав. Почему в перерывах не удалось отряхнуть команду, на ваш взгляд?
— Ты можешь сказать очень много слов, можешь отправить много сообщений каждому игроку в раздевалке. Эти слова, которые ты хочешь, чтобы были услышаны, чтобы воплотились в дела на льду. И порой какие-то слова, какие-то вещи ты говоришь для того, чтобы, имея перед собой еще 40 минут игрового времени, поменять ситуацию, усложнить сопернику тот настрой, который они получили в первом периоде, поведя 3:0. Дальше уже за пределами хоккейной лавки, когда ты выходишь на лед, ты бессилен. Ты стоишь, смотришь, пытаешься найти варианты, встряхнуть команду, внести изменения. Мы сделали небольшие изменения, дали сыграть Лайпсику двойные отрезки, чтобы он добавил мобильности, но все эти усилия, к сожалению, не привели к результату. Пытались, были попытки, были моменты, но это не тот уровень хоккея, который мы ждем от команды.
— Если я правильно увидел, Егор Гурзанов не получал травмы, но перестал играть. Это было связано с тем, что Лайпсику надо было дать двойную дозу, или Егор Гурзанов немного выпал из игры?
— Скажу такую вещь: этим двум ребятам, которые поопытнее — это Сергей Плотников и Валентин Зыков — нужен человек, который может шайбу сохранить, который может сделать с шайбой что-то полезное. Видя первый период, когда Егор Гурзанов не был в своей тарелке — там несколько ребят, скажу честно, не были готовы к сложной, быстрой игре — надо было предпринимать какие-то вещи. Я принял решение, что Лайпсик сыграет в двух отрезках. В принципе, сыграл неплохо, хотя не хочется никого отмечать, потому что это командное поражение.
— По текущему моменту четвертое поражение подряд — самое болезненное. Тем более такая серия идет против команд Западной конференции. Наверное, сейчас классный шанс, получив эту пощечину звонкую, немного протрезветь и дальше пойти на взлет?
— Мы об этом говорили. Перед первым поражением, которое было от «Сочи», мы предупреждали, я предупреждал команду. Мы знали, что у нас предстоят следующие серии матчей именно с соперниками из нашей конференции, у нас по-прежнему есть шанс подняться выше. Это все, что ты можешь сказать, настроить, дополнить.
По моей работе в «Торпедо» я не сторонник оправдываться, но когда ты теряешь центральную ось — центральных нападающих, которые выбывают — это играет колоссальную роль в организации игры, в тех элементах, когда центральный нападающий контролирует оборону и созидает атаки. Эти вещи сказываются очень больно. У нас выбыли люди. Короткий только вернулся — вторая игра после практически трех месяцев. Этих вещей нам явно не хватает.
— Вы сказали, что ищете возможности улучшить результат, подняться в таблице. Одна из таких возможностей — рассматриваются ли какие-либо обмены либо приобретения до дедлайна? В каком направлении работаете, насколько вы вовлечены в процесс, насколько важно ваше участие, ваше слово?
— Мы смотрели и смотрим. У нас есть полтора дня, даже один день — завтра дедлайн. У нас масса фамилий, которые мы хотели рассматривать, но эти вещи не происходят просто так: не все готовы пойти на сделки, которые мы хотели сделать во время этого окошка, которое закрывается завтра. Но еще есть 24 часа. Мы хотим получить одного или двух нападающих, желательно центральных, потому что у нас люди выбыли. Насколько это получится — не могу гарантировать.
Идут переговоры с людьми, которые за это отвечают. Если будет подходящий вариант, объявим об этом или сегодня вечером, или завтра в течение дня.
— Вы говорите о нападающих. Понятно, вратарская тема чувствительная, но на протяжении длительного времени в СКА нет, на мой взгляд, постоянного первого номера. Насколько вы чувствуете прогресс именно на вратарской позиции?
— Мы эту тему постоянно обсуждаем. На каждой пресс-конференции: как мы выигрываем — никто ничего не говорит. Как проигрываем — сразу начинают искать вопросы по поводу вратарской линии. Понятно, эти два парня молодые. У нас еще есть Заврагин. Все трое проводят неплохой сезон. Забивая один гол в матче со «Спартаком», когда должны были забить как минимум четыре, забивая один гол в матче с «Сочи», когда нанесли 45 бросков, забивая ноль голов сегодня — самое простое ссылаться на вратарей.
Хочешь здесь и сейчас, но в этой схватке приобретается опыт — и хороший, и плохой — и идет становление вратарей, тех навыков, которые они проходят в карьере. Понятно, можно купить: нам предлагали в начале сезона пять или шесть иностранцев, некоторые приехали и уехали обратно, мы их не подписали — они очень дорогие. Предлагали пару российских вратарей, которые нигде не играют. Всегда лучше дать шанс этим ребятам себя реализовать. Мое отношение к нашим российским ребятам — чтобы они могли иметь защиту с моей стороны: да, есть поражения, есть ошибки, но если смотреть вперед на полгода, год, два года, то, как вы видите сегодня в «Торпедо», ошибки, которые были когда-то, воплощаются в зрелость, в опыт, который невозможно купить. Я придерживаюсь такого плана.
— С моей стороны кажется, что есть ряд молодых вратарей, в том числе в России, которые могли бы использовать свой шанс быстрее за меньшее количество матчей. Но вы проявляете терпение. И, наверное, вам принадлежит фраза про сравнение — про строительство Toyota и Rolls-Royce. С какими основными сложностями вы столкнулись при строительстве? По сути, скоро стартует шестой месяц регулярного сезона, начиная с сентября.
— Мы сейчас не подводим итоги. Первые шесть месяцев — ты начинаешь узнавать коллектив, узнаешь игроков по ходу сезона, ситуации: хорошие моменты, плохие моменты, формируется характер, формируется коллектив. Ты надеешься на помощь от тех или иных игроков, надеешься, что травмы, которые не можешь предположить, не случатся — а они случаются. Эти сложности бьют больно по команде. Ты можешь контролировать то, что у тебя в руках, а то, что вне твоих сил — нет. Несмотря на это, команда должна двигаться вперед, не оглядываясь назад. Те, кто получает возможность играть, получает возможность расти — они играют и набираются опыта. Хотелось бы, чтобы было меньше «американских горок». Это, наверное, самый большой вызов, который я как тренер испытываю в этом сезоне. Не сомневаюсь, что мы его поправим.
— Как переламывать ход таких игр, когда большой отрыв, и почему сегодня не получилось?
— Характером и желанием. Могут быть усталости и невзгоды, но это не оправдание. Ты должен выходить на площадку с горящими глазами, как бы тяжело ни было. Играть за честь того логотипа, который у тебя на груди. Должны быть борьба, желание помочь команде, сделать максимум, дать чуть больше, чем ты давал раньше. Когда подхватывается волна, и вся команда это чувствует, и каждый игрок добавляет, тогда можно переломить. Сегодня этого не было.
Алексей Исаков (главный тренер «Торпедо»):
— Поздравляю команду с победой, поздравляю зрителей с победой. Наверное, все-таки сегодня был такой очень эмоциональный матч. Много заряда мы получили от трибун. Они нас сегодня очень сильно гнали вперед, помогали. Парни сегодня были тоже максимально концентрированы. Поэтому хорошая игра, хорошая победа. Еще раз всех поздравляю.
— Как известно, легких побед не бывает, всегда надо попотеть. Тем не менее, можно ли сказать, что простая победа получилась, то есть она как вот пошла с самого начала, так все хорошо и сложилось?
— Нет, я так не могу сказать, потому что были опять определенные моменты, когда мы получили четырехминутное удаление, когда мы в большинстве получили удаление. Это были ситуации, когда соперник мог вернуться в игру. Много опасных контратак со стороны СКА сегодня было. Особенно во втором перерыве мы на это обратили внимание. На то, что наши ошибки давали сопернику шансы. Поэтому игра, по счету кажется, что легко сложилась, но на самом деле нам было непросто.
— Были опасения, что после предыдущего матча, когда легко команда двигалась, бежала на фоне Шанхая, что сегодня со СКА сложно будет войти в игру. Оказалось, что вполне возможно, эта же легкость была и сегодня. Вот эта свежесть, это что такое? Функциональное состояние сейчас команды такое? Может, больше психологическое?
— Это наша работа. Здесь работает тренер по физподготовке, здесь работают бригады. Мне сегодня снова понравились и бригады большинства, и бригады меньшинства. Я думаю, здесь общая работа, она дает такой эффект.
— Как правило, в этот период времени, в сезоне, многие команды начинают, скажем так, намеренно подгружать команду, намеренно какие-то эксперименты давать. Тот же Андрей Разин сказал после матча с «Сибирью», что хорошо, что проиграли. Некоторые создают искусственные проблемы для своей команды. В этой связи нет опасений, что команда вверх улетит?
— Нам точно сейчас не до искусственных проблем. Мы испытали после выхода из новогодних праздников определенные неприятные ситуации по игре. Налаживаем их, стараемся делать свою игру лучше и двигаемся вперед.
— Пугачёв начал игру, потом потерял лезвие и из-за этого потерял место в своей тройке. Потом как-то эпизодически он появлялся и пропадал. Неужели только с лезвием это связано?
— Шейн был тринадцатым нападающим на матч заявлен. Немножечко их покрутили между собой по очереди. А в третьем периоде уже разные сочетания были, особенно в концовке, дали возможность парням поиграть. Я просто чувствую, что где-то начинают захлестывать эмоции. Чтобы они остались под контролем, приняли решение, звенья потасовать. Чтобы разные были сочетания, и ребята концентрацию не теряли из-за этого.
— По сравнению с предыдущим матчем, три человека попали то ли в ротацию, то ли нет.
— У нас большая скамейка, поэтому замены будут. По разным причинам будут. Сегодня произошли еще определенные обмены между клубами. Поэтому, знаете, на данный момент у нас в обойме 25 игроков, а играет только 20. Поэтому нужно готовиться к разным сочетаниям.
— А между клубами что сегодня произошло?
— У нас после игры Евгений Евгеньевич сказал, что возможно будут определенные изменения, но это он сам объявит.
— Победная продолжается. Как вам удается поддерживать тот азарт, те эмоции, с которыми команда действует с первой и до последней минуты? За счет чего удается вот этот вот настрой сохранять от игры к игре на протяжении уже длительной победной серии?
— Наверное, все-таки каждый матч отдельная история, и те эмоции, которые мы сегодня видели на площадке, они даются по ходу матча от той игры, которую мы показывали.