Матч-близнец по сценарию с февральским противостоянием сегодняшних соперников закончился победой «Сибири» по буллитам – 4:5 (1:1, 2:2, 1:1, 0:0, 0:1).
Команды начали игру без раскачки, с первых смен на радость болельщикам позабыв про «среднюю зону». Уже на стартовых секундах новосибирцы заставили вступить в игру Адама Хуску, который со своей задачей справился. А в ответной атаке «Торпедо» заработало численное преимущество, оперативно реализованное Денисом Яном – 1:0. «Сибирь» ответила десять минут спустя, когда Егор Климович отправил шайбу в противоход Хуске в результате выхода «2 в 1».
Второй период начался с двух шайб от «Торпедо». Антон Сизов успешно завершил контратаку «3 в 1», отличившись после передачи Андрея Белевича, а вскоре Василий Атанасов убежал к воротам соперника в меньшинстве и переиграл в очной дуэли Антона Красоткина – 3:1. «Сибирь» не осталась в долгу: проход Николая Прохоркина по левому краю и пас на Владимира Бутузова завершился успешным броском последнего – 3:2. А еще через несколько минут после двух удалений «Торпедо» подряд при игре в формате «5 на 3» Энди Андреофф восстановил равновесие – 3:3.
В начале третьего периода феноменальный по силе и точности бросок удался Владиславу Фирстову, который снова вернул нижегородцам лидерство – 4:3. И до последней минуты команда его сохраняла, имея при этом шансы отличиться снова. Однако когда на табло оставалось несколько секунд до сирены, болельщики вынуждены были испытать ощущение «дежа вю» по сравнению с игрой прошлого сезона. Тогда Тейлор Бэк сравнял для «Сибири» счет за 15 секунд до сирены, а сейчас сделал это за 17 мгновений до окончания основного времени - 4:4.
Овертайм прошел на одном дыхании, и каждая из команд могла завершать дополнительную пятиминутку в свою пользу. Но снова на пути к успеху встали вратари. Игра переместилась в серию буллитов, где шайбы Георгия Белоусова, Михаила Назарова и Николая Прохоркина принесли «Сибири» победу в этой запоминающейся голевой «перестрелке» - 4:5.
Дэвид Немировски (главный тренер «Сибири»):
- Хорошая и интересная игра была. Мы знаем, что «Торпедо» много голов забивает, и мы много забили. Нам очень нужна была эта победа после шести поражений.
- Когда проигрывали в третьем периоде и взяли тайм-аут, больше успокаивали игроков, или говорили по тактике?
- Мы просто хотели дать отдохнуть ребятам, кто играет шесть на пять.
- Великолепная реализация штрафных бросков — три из трёх. Вы отрабатываете этот компонент?
- Думаю, что все команды отрабатывают после тренировок. Мы до этого неудачно буллиты били. Теперь — удачно.
- С проблемами добирались в Нижний Новгород, была нелётная погода, но команда выглядела динамично, не проседала. За счёт чего это? Хорошая физическая подготовка?
- Сейчас у всех хорошие тренеры по физподготовке в лиге. Что касается перелёта — там ничего страшного не произошло, потеряли час, может, чуть больше. Так бывает. Самое главное, что всё было в безопасности.
- Шесть поражений позади. В чём причина этого провала, есть понимание?
- У нас короткая лавка и для нас очень важно, чтобы все показывали свою лучшую игру. И у нас каждую игру выпадает или защитник, или пара нападающих. Нам надо, чтобы все вносили свой вклад в победу. Даже сегодня двое нападающих показывали не лучшую игру. Вот это для нас главная проблема — что мы не можем выходить на каждую игру оптимально, чтобы все хорошо играли. Хорошо, что ребята в себя верили. С «Динамо» такой второй гол пропустили, который «убил»... Очень важна сегодня победа для нас.
- Нижний Новгород для вас не чужой город. Как вам обстановка?
- Здесь очень громкие болельщики, я это четыре года знал. Нижний Новгород и Новосибирск — это два города, где реально громкие болельщики, хоккейные города. Желаю «Торпедо» поскорее переехать на новый стадион. У нас он уже есть, у вас тоже будет.
- При счёте 1:3 команда не запаниковала. Была уверенность?
- Есть разные игры. Бывает, мы ничего не создаём и пропускаем. Если бы моментов не было, мы бы больше переживали. Но мы знали, что хорошо играем. Разница большая сегодня.
- Каждый период вы догоняли в счёте. Появлялись силы по ходу матча, или тактически правильно реагировали?
- Это хоккей, такое бывает. Наш план был — играть в нашу игру.
- Сегодняшний матч добавит плюс сто к психологии команды?
- Да, это должно добавить команде уверенности.
- Вы поменяли практически все сочетания. Это спонтанное решение?
- Нет, мы просто ищем сочетания. Раньше совсем мало менял их, но пока новая команда, игроки, не доволен до конца сочетаниями, ищем оптимальные.
- У вас был чёрный октябрь. Он завершён?
- Я всегда говорю ребятам, что мы контролируем игру. Нам надо играть все 60 минут и играть правильно.
- Тэйлор Бек и Николай Прохоркин — два лидера, которые сделали сегодня результат, согласны?
- Они хорошие игроки, это все знают, но ещё они не набрали оптимальной формы. Прохоркин до этого год не играл. И Бек долго болел, после этого долго не мог набрать форму, сейчас он тоже набирает её.
Игорь Ларионов (главный тренер «Торпедо»):
— Интересный матч, всем понравился. Много голов. Наконец-то мы забили – это радует, это большой позитив. К сожалению, ушли с одним очком, это всегда очень обидно. Когда играешь хороший матч и не добываешь победу – обидно вдвойне. Но такова жизнь, надо взять максимум позитивного из этого матча и двигаться вперёд. Четыре гола, забитых в ворота соперника – это хороший показатель, но четыре пропущенных, к сожалению, это не то, что мы хотим.
— В третьем периоде Кручинин мало играл. Какие-то проблемы?
— Мы пока не знаем. Я спросил, мешает ли ему что-то, но было видно, что ему тяжело, поэтому решили дать возможность… Чтобы энергетика, которая была в третьем периоде, не пропадала. Вы видели, что команда вышла с огромным желанием и нагнетала, фактически в каждом отрезке играли здорово. Поэтому пока не дам вам оценку, пообщаюсь с докторами и узнаю, что там происходит. Если что-то серьёзное, дам вам знать.
— С чем связан выбор Савунова для первого буллита?
— Он неординарный игрок, которого мало кто знает. Здесь очень важно проявить небольшую хитрость. Изучают ребят, кто бьёт буллиты, у Савы неплохой показатель в этом плане на тренировках. Он был свежий, мы решили дать ему возможность пробить первым.
— Не спросили у Джеффа Летунова, почему он не бросил раньше?
— Во-первых, я бы хотел спросить, почему Кирилл Воронин шайбу не вывел, когда играли пять на шесть. Времени не было, получилось так, что игра продолжается… Концентрироваться на тех моментах, где мы сделали ошибки, очень сложно.
— Ждать ли в домашней серии возвращения Гончарука и Коваленко?
— Всё находится в руках медиков, я не скажу конкретную дату возвращения. Знаю, что динамика идёт хорошая, положительная. Когда ребята будут готовы – пока у меня нет ответа на этот вопрос, к сожалению.
— «Торпедо» вело в каждом периоде, но в итоге проиграло. Психология?
— Думаю, что больше психология, да. Когда ты чувствуешь уверенность, забиваешь такие рабочие, трудные голы, и при счёте 3:1 сам себе стреляешь в ногу – делаешь одно удаление, второе, дальше даёшь сопернику глотнуть воздуха, ошибаясь в средней зоне, допускаешь выход один на один – это психология. По-другому никак не могу объяснить, это очень сложно. Когда ты выходишь играть, должна быть максимальная концентрация и фокус. К сожалению, это уже не первый случай, когда мы действуем так, и это эмоционально, конечно, ребят нагружает. Вы видели: за минуту до конца проиграли в Ярославле, за две с половиной – «Спартаку», и сегодня подарили сопернику очко. По буллитам – там уже лотерея.
— Много перестановок в составе – эмоциональная встряска команды?
— Понимаете, мы пытаемся вытащить из каждого игрока те качества, которые могут быть полезными для команды, чтобы побеждать. Это всё делается не потому, что нужна какая-то встряска. Просто хочется понять, кто из этих игроков может в конкретном случае выстрелить в плане результата. Мне показалось, что неплохо ребята играли. Перемены, которые сегодня случились, были больше позитивными, чем негативными.
— Кирилл Кирсанов выходил только в первом периоде. В чём причина?
— Нет, он выходил и далее, провёл шикарный отрезок во втором. Если помните, мы там зацепили в зоне минуты полторы – он там даже бросил, по-моему, пару раз, отдавал хорошо. Берём время для нового игрока, который только приехал и тоже находится в довольно-таки сложной психологической ситуации. Естественно, ему нужно время адаптироваться к команде, к коллективу, сбросить всё, что было в прошлом и начать новую часть карьеры с чистого листа. Здесь нужно просто терпение. Я вижу, что он технически очень хорошо оснащён. Молодой парень. Не потерянный, скажем так, материал, из которого можно сделать очень достойного игрока для топ-6 защитников нашей команды.
— У Кручинина повреждение, но в овертайме он играл. Зачем?
— Мы дали возможность, чтобы, уходя на буллиты, у него пульс заработал, чтобы он был в игре. Дали ему отрезок для того, чтобы, если будут буллиты, он должен был бить четвёртым – это первое. Второе – когда ты имеешь игрока, который в принципе может быть в данной ситуации диспетчером, распорядиться, придержать шайбу и послать партнёра в атаку – это то, о чём я думал, когда его поставил. Нам нужен был плеймейкер, который может не быстротой ног, но быстротой мысли отправить партнёра в атаку для того, чтобы постараться выиграть матч.
— Выбор буллитёра при счёте 0-3 связан с мыслью: «В плей-офф нет буллитов, поэтому незачем их тренировать»?
— Первый матч по буллитам у нас. Ребята делают, они это делают перед игровой раскаткой. Здесь нужно больше, наверное, мастерства и хладнокровия, которые решают тот момент, который ты получаешь по ходу игры. Здесь не угадаешь. Можно поставить любого игрока, который внезапно забьёт, или опытного, который не забьёт. Здесь немножко как лотерея. Мы поставили Пайнэппла (Василия Атанасова), который обычно исполняет, и исполняет красиво, но, к сожалению, не всегда это получается. Говорить о том, что тренировать играть ничью, чтобы выходить на буллиты… Мы бы не хотели этого. Мы хотим выигрывать.
— В сезоне 2022/2023 было два овертайма с «Сибирью», в этом – уже один. Это закономерность или случайность?
— Мы с ними редко играем, это стирается в памяти. Помню, что тогда в первом проиграли на седьмой секунде из-за ментальной ошибки. Не знаю, что это – закономерность или нет, потому что мы хотим выигрывать в основное время. Смысл? У нас слишком много игр, чтобы тратить лишние пять минут на овертайм, чтобы ребят подсаживать. Хочется выигрывать правильно и рационально. К сожалению, не буду повторяться, но то, что дарим соперникам… Мы от них не получаем таких подарков, и это большое разочарование.
— Сейчас команда в раздевалке немного потухшая. В чём просадка?
— Когда ты попадаешь на волну поражений (а мы проиграли три подряд; по-моему, первый раз; в прошлом году не считаю конец сезона, потому что там было уже всё понятно), понятно, что теряется уверенность. Сейчас можно говорить многие вещи, но мы хотим донести до ребят, что мы никак не можем привыкать к поражениям. У нас есть цитата, которую они видят каждый день, занимаясь в зале: «Если начнёшь сдаваться, то это будет привычкой». Это, наверное, самая точная цитата в плане психологии. Найти объяснение, возвращаясь к предыдущей пресс-конференции: кого-то нет, плохой лёд, ещё что-то… Просто каждый игрок должен нести ответственность за свои действия во время матча. А это дисциплина. Если играешь правильно, дисциплинированно, делаешь короткие отрезки, не даёшь сопернику повода вернуться в игру, тогда всё будет в порядке. Здесь есть ресурс, который мы должны рассмотреть. Мы уже об этом говорим не первый раз. Надеюсь, мы преодолеем этот небольшой кризис – может быть, даже не по игре, а по результатам. По игре трудно ребят упрекнуть. Я им сказал, что мы провели фантастический третий период: как будто достали из себя силы, стали свежими, нагнетали момент за моментом, созидали.
— Вопрос не по игре: в Воскресенске спортивный клуб «Химик» переименован в шахматный клуб.
— Это трагедия. Я слышал, но не знал деталей… Мы сами убиваем ту историю, те традиции, которые были заложены. Можно сейчас продлить мои комментарии дальше, но сейчас не время. Но это трагедия, скажу честно. Я очень сожалею о том, что это произошло, и о том, что убивают то, что было построено, что давало результат и славу нашему советскому, российскому хоккею. Я просто шокирован.
— Мы призываем одуматься тех людей, которые это делают.
— Я не знаю, кто принимает такие решения. Меня всегда поражает то, что любые вопросы, проблемы доходят до президента. Ну, это смешно. У него сейчас столько дел – невпроворот, и мы эти вещи решаем… Просто режем по живому наш хоккей, наши традиции, город, который дал пять или шесть олимпийских чемпионов, обладателей Кубка Стэнли – легендарные личности. Мы просто убиваем истоки, те корни, которые были заложены этой экстраординарной организацией в наш хоккей. Это просто кошмар.
— Летунова поставили к Атанасову и Артамонову, чтобы они ещё быстрее двигались на площадке?
— Абсолютно (улыбается). Я сказал Джеффу: «Ты самый старый игрок в этой тройке – будь диспетчером». Два горячих парня: Арти отдохнул одну игру, перевёл дыхание, играет очень хорошо; Пайнэппл, который радует наших болельщиков фантастической игрой весь сезон… Для Джеффа это была возможность этих ребят заряжать, для того чтобы они были ещё ярче. Считаю, что они провели хороший матч.
— В последних двух матчах пропустили по четыре шайбы.
— Да, это беспокоит, я сказал ребятам. Во-первых, мы не так много забивали в последних играх: 0:1, 0:4 – это не характерно для нашей команды. Сегодня забили хорошие голы – четыре, и могли забить больше, но пропустили, конечно, те, которые не должны пропускать. Это всё-таки концентрация, фокус и, конечно, ключевое слово – ответственность.
— Команда смотрелась увереннее, чем в прошлых матчах. Как преодолевается психологический барьер?
— Вы знаете, непросто. Это непросто, когда многие ребята попадают в турбулентность, которая происходит по сезону. Надо очень бережно и аккуратно к этому подходить, потому что мы ещё не сформированы как команда, которая держит удар, команда, у которой толстая кожа, команда, которая может в любой ситуации на опыте, на мастерстве, может быть, на наглости выигрывать матчи. Отвечу на этот вопрос – идут индивидуальные разговоры, идёт полная поддержка ребятам, кто помоложе, по отдельности и в целом. Стараемся разрядить, поменять немного тренировочный процесс. Мне понравилась сегодня утренняя тренировка, сказал перед игрой в интервью, что движение, передачи – это был совсем другой эмоциональный уровень, чем, допустим, в предыдущих матчах. Будем продолжать таким же образом, несмотря на то что команда проигрывает. Мы в долгу перед болельщиками, которые приходят на каждый матч. Билет не купить! Это, наверное, наша самая большая задача – не разуверить людей в том, что мы делаем. Делать так и не сходить со своего пути, найти возможности взросления и достижения успеха по ходу сезона.
— Силаеву и Атанасову досталось. Каково их состояние после игры и не показалось ли вам, что была установка физически надавить на молодых игроков?
— Я ещё не разговаривал с докторами. Не успел переговорить, потому что мы были в тренерской. Я поговорил только с ребятами, как обычно, когда они пришли в раздевалку. Сейчас зайду к медикам – узнаю, что происходит. Когда есть хорошие молодые игроки, они всегда становятся мишенью для соперников, и это, наверное, естественно. Когда мальчишки делают свою работу здорово, из матча в матч стабильно, им достаётся больше всего. Но это часть роста, часть становления. Вы понимаете, что, допустим, если брать мою карьеру, было то же самое. Тут на днях говорили о том, что наша пятёрка в советское время, первое звено, была, наверное, самой молодой в истории. Выходили играть против легенд канадского хоккея – нас пытались запугать, доставалось тоже прилично. Но оглядываясь назад, ты понимаешь, насколько эти матчи, уровень жёсткости, жестокости ли грязи – можно по-всякому называть – этих ребят закаляет. Ни в каком тренировочном процессе этого не получишь. Мы должны тоже их беречь. Мы найдём возможность. В моё время были хоккеисты, которые играли со мной в одном звене в Детройте и говорили: «Если кто-то будет рядом и будет покушаться, сразу скажи – я включу свои кулаки». Мы такого не хотим. «Колорадо» – «Детройт» – это было дерби, но не хочу развивать эту тему. Мы должны этих мальчишек защищать и давать отпор, но в то же время предупреждать их, чтобы они понимали, что это мужская игра. Хоккей – это контактный вид спорта, где всегда найдётся место негодяям или подлецам, которые могут нанести травму.
— Есть ли в «Торпедо» такие, кто может постоять за партнёра?
— Есть такие. Пока не буду называть, потому что не хочу, чтобы это пошло дальше. Мы не хотим устраивать побоища, потому что лига должна развиваться, расти. Мы не хотим, чтобы приходящие на матч семьи с детьми видели кровопролитие, зубы, лежащие на льду, носилки и так далее. Мы, наоборот, за честный, правильный хоккей.