Генеральный директор «Торпедо» Евгений Забуга и главный тренер Алексей Исаков ответили на вопросы журналистов.

- Несмотря на достаточно ненастную нижегородскую погоду, начнем с приятного, - открыл пресс-конференцию Евгений Забуга. - Буквально сегодня прошло подписание партнерского соглашения клуба с компанией EUROSPAR. Уже второй сезон подряд SPAR как, можно сказать, знак качества, тем более для нашего региона с точки зрения уровня клиентских сервисов и уровня своей продукции, является партнером клуба. Мы хотели бы укреплять это сотрудничество. В достаточно теплой и дружеской обстановке у нас прошло подписание документов.
Что касается вводного слова, то всем прекрасно известно, что команда на сегодняшний день находится в стадии достаточно большой и непростой работы. Она находится под достаточно серьезными нагрузками. Интенсивность работы существенно возросла, в особенности если послушать мнения старожилов команды.
Далее общение перешло в формат «вопрос-ответ».
- Приятно видеть нового руководства в хорошем настроении. Сезон еще не начался, а очень много медийных классных событий провели, очень много было уже и комментариев существуют по делу. Поэтому, наверное, хотелось бы начать больше со спортивной части, потому что прошло уже даже два товарищеских матча. Понятно, что хромая ложь начинается с галопа, и на результаты смотреть совершенно не стоит. Но хотелось бы расспросить, чем довольны, чем недовольны, какие для себя выводы сделали.
Алексей Исаков: Прошлый раз в этом зале мне довелось с вами общаться 27-го мая, сейчас очень рад многих здесь видеть снова. Два предсезонных матча у нас уже за спиной, есть определенный результат. Если взять спортивную составляющую, я считаю, что он отрицательный. Но мы к этому относимся таким образом, потому что если бы это был положительный результат, то мы, конечно же, восприняли бы его как такую небольшую возможность окрылиться. А так как мы получили отрицательный результат, это возможность для нас сконцентрироваться на том, чтобы стать сильнее. Понять, какие у нас есть проблемы, понять, что нам нужно скорректировать в тренировочном процессе, и куда дальше двигаться, готовиться уже к следующему турниру. Это Кубок Мэра Москвы, который стартует 28 августа.
Евгений Забуга: Мы сознательно выбрали таких спарринг-партнёров. Первая игра — с действующим чемпионом КХЛ. Мы понимаем: какой бы состав ни выставил «Локомотив», а с приходом Боба Хартли это всегда команда, где каждый матч на максимуме. Нам было важно сразу увидеть недоработки и слабые стороны, чтобы сделать выводы и подойти к чемпионату готовыми. После Кубка мэра у нас 2 сентября заключительный товарищеский матч в Нижнем Новгороде с «Автомобилистом». Линейка соперников выстроена так, чтобы команда подошла в полной готовности — и технической, и атлетической.
- Вы недавно вошли в работу. Как удалось столь быстро проникнуться клубом, какие вопросы уже решены, в какой стадии инфраструктурные дела?
- Помимо спортивной части, которая была приоритетом в межсезонье, пришлось решать и организационные вопросы. Нужно было укомплектовать три команды. Понимаем: нас оценивают по спортивному результату. Параллельно шла работа по выстраиванию структуры клуба: создан коммерческий департамент, цель которого — рост собственных доходов. Отмечу важный шаг — создание отделения детского хоккея внутри клуба. Это часть нашей социальной миссии. В целом, оцениваю сделанное позитивно, но совершенству нет предела.
- В системе клуба многие тренеры получили карьерный рост. Насколько это для вас принципиально?
Евгений Забуга: Мы стараемся, чтобы каждое действие было логичным. В межсезонье не было ни одного трансфера или назначения вне клубной философии. «Торпедо» исторически развивает своих специалистов. В этом сезоне впервые мы распространили эту практику и на тренеров. Алексей Геннадьевич Исаков, пройдя 25-летний путь, возглавил главную команду. Дмитрий Космачёв стал главным тренером в ВХЛ — при полной синхронизации процессов с первой командой. А в МХЛ мы доверили работу доморощенному штабу под руководством Алексея Томилова, который в прошлом сезоне стал серебряным призёром ЮХЛ. Эти назначения вдохновили тренеров всей системы. Мы показали: вертикаль развития существует, и путь к вершинам – открыт.
- В контрольных играх капитанскую нашивку получали Кручинин, Сизов и Конюшков. Это решение на сезон?
Алексей Исаков: Да. Алексей Кручинин начнёт сезон капитаном. Антон Сизов и Богдан Конюшков будут ассистентами.
- Значит ли это, что Кручинин закреплён в первом звене?
Алексей Исаков: Он начнёт сезон в центре одного из первых двух звеньев. Но номинально — не важно, «первое» или «второе». Главное — игра и вклад. У нас есть и звено Летунова, от которого ждём лидерства.
- Когда ждать переезд на новую арену?
Евгений Забуга: Недавно у нас было совещание в «Корпорации развития Нижегородской области». Все силы направлены на скорейшую сдачу арены. Я не буду называть даты — слишком щепетильный вопрос. Сценарий такой: первично арену обкатает «Чайка», проведя 3–5 матчей при открытом первом ярусе для 5 тысяч зрителей. Мы проверим все системы — питание, безопасность, логистику. Затем, когда будем готовы к приёму 12 тысяч зрителей, проведём матч-открытие. Хотим успеть до конца года, сделать подарок болельщикам. Но рисковать безопасностью и комфортом не будем. Всё должно быть по плану.
- Условия эксплуатации арены не станут для клуба слишком тяжёлыми?
Евгений Забуга: Ни один клуб в России не является собственником арены. Чаще всего — концессия. Клуб использует арену по договору аренды, где тариф включает региональные налоги, делающие содержание тяжёлым. Мы ведём диалог с правительством и Законодательным собранием о льготных ставках налогообложения. Надеемся на лояльные условия. Кроме того, созданная эксплуатирующая организация будет использовать арену для нехоккейных мероприятий, что повысит окупаемость. Это в интересах всех сторон.
- Что будет с абонементами и будет ли пиво на новой арене?
Евгений Забуга: По регламенту КХЛ нельзя продавать более 40% билетов в виде абонементов. В «Нагорном» это до 2400. Все эти абонементы будут перенесены на новую арену по категориям. Будет возможность апгрейда категории с доплатой. Вторая волна — ещё около 3000 абонементов после ввода арены в эксплуатацию.
Что касается пива: ожидается система зонирования. В специальных зонах напиток можно будет приобрести и употребить. В чашу проносить нельзя. Этот опыт работает в других городах, эксцессов нет. И это важная часть коммерческой составляющей.
- Ранее клубом называлась цель — отказ от бюджетного финансирования к 2030 году. Сохраняется ли эта задача? И будет ли возрождён Кубок Губернатора?
Евгений Забуга: Отказ от бюджета — идеал, почти беспрецедентный для России. Для этого нужно, чтобы население могло позволить себе дорогие билеты и атрибутику. Пока это тяжело. Но цель — увеличить собственные доходы и снизить бюджетную долю. Мы это понимаем.
Что касается Кубка губернатора — мы хотели бы возродить турнир. На новой арене это будет зрелищно. Есть опыт: в Омске на G-Drive Арене возродили мемориал Блинова, и турнир стал событием. У нас арена с двумя тренировочными кортами, большим количеством раздевалок — можно проводить турнир нового уровня.
- Будут ли ещё трансферы?
Евгений Забуга: До дедлайна в конце января возможны и входящие, и исходящие трансферы. Но эмоциями руководствоваться не будем. Ждём, как команда проявит себя на Кубке Мэра. Усиления — только для качества, не для количества. Российский рынок практически пуст, поэтому ведём работу в Северной Америке. Но многое будет зависеть от финансовых запросов.
- Не чувствует ли себя одиноко Бобби Нарделла, оставаясь единственным легионером в раздевалке?
Алексей Исаков: Бобби Норделла чувствует себя комфортно: много игроков общаются на английском, помогают ему. Он уже показал интересную игру, особенно в большинстве. Надеемся на быструю адаптацию.
- Состав защитников уже определился?
Алексей Исаков: Костяк виден. но система позволяет гибко перемещать игроков между КХЛ и ВХЛ. С Дмитрием Космачёвым мы ежедневно обсуждаем кандидатуры.
Что с нападающими? Будут ли Виноградов и Шавин в основе?
Алексей Исаков: Сегодня они входят в ТОП-6 нападающих. Но конкуренция - высокая: у нас десять крайних нападающих. Всё зависит от игры. В матче со «Спартаком» они выглядели хорошо, но выводы будем делать позже.
- Сколько игроков планируете держать в обойме?
Алексей Исаков: Оптимально — 22 полевых игрока, чтобы сохранять интенсивность тренировок. Если понадобится — будем работать двумя группами.
- Присматриваетесь ли уже к тренерам-соперникам по КХЛ? Кто из них может удивить?
Алексей Исаков: Все наставники могут удивить. Особенно новые. Мы, конечно, смотрим соперников, но сосредотачиваемся на своей игре и тактическом рисунке.
- 8 сентября матч со СКА. Многие игроки называют его принципиальным. Не собьет ли это фокус и не отвлечет ли от старта 6 сентября?
Алексей Исаков: Если бы вы не сказали, я и не знал бы, что за матч будет 8 сентября. Мы идём поэтапно: сначала Кубок мэра, потом «Автомобилист», потом «Салават Юлаев». До СКА ещё время. Настрой на каждую игру будет максимальный.
- Календарь КХЛ получился неравномерным: ноябрь почти весь домашний, декабрь почти весь выездной. Как к этому относитесь?
Алексей Исаков: Календарь никогда не устраивает всех на сто процентов. Команд много, учесть интересы каждой сложно. У нас есть две большие паузы по неделе — это возможность перезагрузки. А что касается соотношения домашних и выездных игр, все клубы в равных условиях, поэтому на это не будем ссылаться.
- В первых матчах сочетания нападения были стабильны, но результативность низкая. Не настораживает?
Алексей Исаков: Конечно, когда нападение молчит, есть повод для тревоги. Но мы верим в ребят и в выбранные сочетания. Нужно время, чтобы они сыгрались. Результат придёт.
- Раньше «Торпедо» редко участвовало в предсезонных турнирах. Как считаете, сколько матчей оптимально?
Алексей Исаков: До восьми игр, в зависимости от обстоятельств. У нас были трудности с поиском соперников, но я доволен подбором. Эти игры помогут подойти в оптимальной форме к чемпионату.
- Никита Артамонов пока в четвёртом звене. Как оцените его состояние?
Алексей Исаков: С Никитой много разговариваем. У молодых игроков часто бывают перепады формы. Бывает высокая результативность, бывает спад. Мы совместно работаем, чтобы он вернулся на прежний уровень.
- Почему Дмитрий Бреус отдан в аренду в «Барыс»?
Евгений Забуга: Для нас важно развивать своих игроков. У Дмитрия прошлый сезон получился неровным: его часто вызывали в сборную Казахстана, он выпадал из тренировочного процесса. Мы удовлетворили просьбу «Барыса», где он сможет провести сезон в КХЛ, быть ближе к сборной. Это даст ему стабильность.
Алексей Исаков: Я работал с ним два года. У него есть яркие качества, но не хватало стабильности. Смена обстановки должна помочь ему перезагрузиться.
- В каком функциональном состоянии команда подходит к Кубку Мэра?
Алексей Исаков: Работа продолжается и будет идти до старта сезона. Две игры уже дали нам информацию, на что опереться. На Кубке Мэра хотим показать игру, максимально близкую к той, что ожидаем от команды в чемпионате.
- Новый цвет формы и ваш рестайлинг вызвал обсуждения и много одобрительных реплик. Как этот цвет называется?
Евгений Забуга: Мы бы хотели, чтобы его называли «торпедовский». Он отличается от синего московского «Динамо», СКА, «Сибири». На льду смотрится насыщенно, фамилии и номера хорошо видны. В форму добавлены региональные узоры. В ближайшее время представим домашний и гостевой комплекты, позже — альтернативный. Думаю, цветовую гамму многие уже оценили в ходе контрольных матчей, где использовалась альтернативная форма.
- Планируется ли церемония прощания с «Нагорным»? Возможны ли ретро-матчи там в будущем?
Евгений Забуга: Да, мы думали об этом. Вспоминаю трогательное прощание «Сибири» со старым дворцом в Новосибирске. Но церемония в Нижнем пройдёт только тогда, когда мы будем полностью уверены в переезде. В дальнейшем использование «Нагорного» зависит от соответствия требованиям КХЛ по техническому регламенту. Если инспекция даст «добро», то там можно будет проводить отдельные матчи, в том числе ретро-игры.
- Сотрудничество с «Самолётом» завершено. Есть ли новый спонсор, и будет ли его имя у арены?
Евгений Забуга: Да, сотрудничество с «Самолётом» завершилось из-за ситуации на рынке недвижимости, но отношения остались хорошие. Надеемся на возобновление в будущем. Сейчас рассматриваем варианты нейминга арены. Скорее всего, это будет чистое соглашение о названии без дополнительных рекламных опций. Для нас важно, чтобы название было благозвучным и органично воспринималось жителями города.
- Алексей Геннадьевич, в чём формула вашего успеха, позволявшая с успехов завершать каждый новый сезон в системе нижегородского клуба? Она сработает и в «Торпедо»?
Алексей Исаков: Каждый сезон в Нижнем для меня - вызов. В «Чайке» нужно было подтвердить чемпионский результат, в ВХЛ с нуля создать команду «Торпедо-Горький». Сейчас новый вызов — главная команда. Я верю, что нижегородский хоккей благосклонен ко мне, и надеюсь, что вместе мы справимся.
- Не страшно принимать новый вызов — работать в КХЛ?
Алексей Исаков: Страшно тому, кто ничего не делает. Для нас это интересно, вызов даёт возможности. Есть огромное желание идти вперёд.
Евгений Забуга: Нет, не страшно, а наоборот — интересно. Думаю, у нас с Алексеем Геннадьевичем складывается хороший тандем. Мы много общаемся, ищем решения. Да, поражения в товарищеских матчах задели, но планка высока, и мы должны её держать всегда. У нас нет гарантированных мест и должностей. Каждый день — новый вызов. Мы верим в то, что делаем, и с Божьей помощью у нас всё получится.
- Межсезонье в КХЛ было сумбурным: многие лидеры клубов меняли команды. Почему «Торпедо» это обошло стороной?
Евгений Забуга: Я благодарен Правительству региона, Центру управления и развития спорта в Нижегородской области, партнёрам клуба за то, что у нас нет зоны турбулентности. Когда клуб «штормит» сверху, это сказывается и на трансферах, и на атмосфере. Мы изначально договорились: каждое наше действие должно иметь логику. Нет решений, которые мы не смогли бы объяснить. Возможно, аргументы субъективны, но они всегда есть.
Мы строим работу на человеческой порядочности. Без неё невозможны результат и стабильность. Мы не хотим никаких «серых схем». Это даёт нам прочность: и спортивную, и менеджерскую. Руководствоваться только эмоциями или деньгами — путь в никуда.
- Как дела у молодых игроков, в частности, Андрея Крутова?
Алексей Исаков: У нас много ярких молодых ребят — и в «Чайке», и в «Торпедо-Горький», и в основе. Но молодёжи нужно время для адаптации и стабильности. У Андрея Крутова непросто сложился прошлый плей-офф, мы с ним об этом говорили. Сейчас он начал сезон в ВХЛ, и видно, что набирает форму. В товарищеских матчах выглядел увереннее. Мы будем дальше помогать ему и искать варианты использования в первой команде.
- Развитие детского хоккея и школ в регионе — какие планы?
Евгений Забуга: Тема крайне важная. С мая я стараюсь уделять внимание инфраструктуре: обновляем «Нагорный» для комфортной работы детских команд. Проект новой Академии «Торпедо» проходит госэкспертизу. Надеемся осенью получить утверждение и перейти к строительству. Уже создано новое отделение детского хоккея на базе «Нагорного». Это шаг навстречу родителям: не всем удобно возить детей в нижнюю часть города. Мы расширяем партнёрства по области, думаем о создании центров развития, которые курировались бы клубом. Это позволит отслеживать подготовку по всему региону и выбирать лучших в систему «Торпедо». Главная идея — конкурентная среда. Только так можно вырастить новое поколение хоккеистов, формировать состав из доморощенных игроков.
- Когда всё идёт хорошо, не возникает ли риск потерять «зубастость» команды? Нужно ли создавать искусственные конфликты?
Алексей Исаков: У нас сейчас не всё хорошо — два поражения уже есть. Внутри коллектива ведём работу. Атмосфера зависит от результата. Если нужно — будут непопулярные разговоры, «закручивание гаек». Если всё будет получаться, разговор будет другим. Всему своя мера.
- Игроки Ильин и Орлович-Грудков помогли «Торпедо-Горький» взять Кубок, но остались в ВХЛ. Почему?
Евгений Забуга: Мы ценим их вклад. Если бы не новые ограничения по количеству двусторонних контрактов, дали бы им шанс в КХЛ. Но регламент ужесточился. При этом у ребят достойные условия в ВХЛ, и желание играть в системе «Торпедо» у них есть. До дедлайна в январе у них есть шанс проявить себя так, чтобы оказаться в основной команде.
- Будет ли команда играть более силовой хоккей после прихода игроков вроде Бойкова, Шевченко, Соколова?
Алексей Исаков: Мы не хотим радикально менять стиль. Но хотим добавить жёсткости и агрессии. Хоккей требует универсальности: игрок должен уметь действовать и с шайбой, и без неё. Универсальных игроков мало, поэтому создаём баланс. Новички должны добавить нам мощи, а тренировки помогут развить недостающие качества.
Что с Антоном Силаевым? Останется или уедет в «Нью-Джерси Девилз»?
Евгений Забуга: Пока диалога о продлении нет. Мы хотим, чтобы он сосредоточился на сезоне. С Артамоновым летом такой диалог был, и он переподписал контракт. С Силаевым обсудим ближе к середине чемпионата. Удерживать силой не имеем права. Но надеемся, что он, как Конюшков, осознает: развиваться в «Торпедо» сейчас приоритетнее, чем ехать в Северную Америку.
В завершение я хочу добавить, что мы честно делаем своё дело. Нет у нас гарантий или привилегий. Каждый день — работа и вызов. Верим, что с Божьей помощью у нас всё получится.