Предсезонные игры на призы Горьковского автозавода с участием лучших команд страны посвящались хоккеистам «Торпедо», блиставшим на международной арене - Виктору Коноваленко, Юрию Федорову, Владимиру Ковину, Александру Скворцову, Михаилу Варнакову.
Когда в Автозаводском районе хоккейный стадион подвергся коренной реконструкции, на его месте вырос ледовый Дворец спорта. Вслед за этим событием произошло другое – там состоялся турнир на призы ГАЗа в честь чемпионов мира и Олимпийских игр. Предсезонной традицией он стал в августе 1992 года, а той зимой, в феврале, был приурочен к 60-летию Горьковского автогиганта. Главная награда – новенькая «Волга» - досталась столичным спартаковцам, которые в финале сломили сопротивление нижегородского «Торпедо» - 4:2.
В дальнейшем продукция ГАЗа была основой призового фонда. В летних матчах кроме «Волг» разыгрывались «Газели» и «Соболи» в разном исполнении, грузовые машины. Трофеи менялись, исходя из новинок автопрома. В то время транспорта в хоккейных клубах не хватало, поэтому фавориты с удовольствием ехали на этот турнир. Были и денежные премии. Например, в 1993-м наше «Торпедо», занявшее третье место, получило сертификат на полмиллиона рублей.
Не чурались гостить на Волге и зарубежные игроки. Статус международного получил третий по счёту ГАЗовский турнир, когда в нём участвовала команда «Эссен Югенд» из Германии. Правда, достойной конкуренции россиянам она оказать не смогла. То же самое можно сказать о шведском «Бодене», который занял предпоследнее место в 1995 году.
Позднее «предсезонка» в Нижнем Новгороде стала настолько популярной, что сюда зачастили сильнейшие российские клубы, в том числе московские ЦСКА, «Динамо», «Спартак». В конце века турнир был очень представительный по составу. Он проходил по круговой системе в течение шести дней. Но главенствовали не результаты и занятые места. Участники стремились как можно лучше подготовиться к чемпионату страны, хотя богатое вознаграждение, конечно, тоже имело значение.
- Турнир на призы ГАЗа – отличный смотр сил на первом этапе ледовой подготовки, - говорил «Советскому спорту» заслуженный тренер РСФСР Геннадий Цыгуров, когда он возглавлял тольяттинскую «Ладу». С ним были согласны и другие наставники команд-участниц. В частности, московского «Динамо», которое пять раз становилось лучшим. К трём «Волгам» этот клуб добавил два микроавтобуса, существенно пополнив свой автопарк. 25 лет назад состоялся десятый юбилейный турнир. Его особенностью стало то, что за победу команды получали по три очка. Организаторы решили также отказаться от овертаймов. Призы, как обычно, были на колёсах: три автомобиля, главный из которых - «ГАЗель» на восемь мест - достался ярославскому «Локомотиву». Из-за финансовых проблем следующим летом турнир не проводился. А в 2002 году он состоялся в последний раз, причем сильнейшие клубы страны в нем не участвовали. Нижегородскую область представляли «Торпедо» и заволжский «Мотор», которые готовились к выступлению в первой лиге.
В общей сложности в Горьком – Нижнем Новгороде состоялось несколько серий предсезонных турниров. Первая из их посвящалась памяти Валерия Чкалова, затем разыгрывались призы Горьковского автозавода и Кубок губернатора. Награды победителям и призёрам вручали сын великого летчика – подполковник авиации Игорь Чкалов, президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин, главы области Валерий Шанцев и Глеб Никитин.
Текст Владимира Молчанова
Фото Сергея Аристова