Как игрок Александр Фролов выступал девять лет за «Торпедо». Став тренером, он работал в системе нижегородского клуба и со временем возглавил команду мастеров.

Место его рождения – Арзамас-16, нынешний Саров. Там Саша начинал гонять шайбу, однако, прежде чем проявить себя на площадке, он решил получить высшее образование. Будучи студентом Смоленского института физкультуры, Фролов совмещал учёбу и хоккей. Он уже тогда мечтал о тренерской работе и понимал: чтобы в ней достичь весомого успеха, нужна большая практика. Игровой опыт Александр получал сначала в команде своего вуза, затем в смоленском «Буревестнике». Затем были куйбышевский «Маяк», армейская служба в составе СКА из того же Куйбышева и чебаркульской Звезды». Судьбоносной стала предсезонка 1975 года, когда разыгрывались призы «Советского спорта». В киевском турнире победили автозаводцы, а Фролов в это время защищал в Череповце цвета местного «Металлурга». Вскоре он шагнул в высшую лигу - влился в «Торпедо» как перспективный форвард из Горьковской области.
В том сезоне он участвовал в 15 матчах чемпионата СССР. И забросил только одну шайбу. Зато кому! Столичным армейцам, ворота которых защищал чемпион мира Владислав Третьяк. Эта встреча проходила по осени в Горьком. Именитые гости склонили чашу весов на свою сторону лишь в последнем периоде, а до этого благодаря голу Александра Фролова была ничья – 1:1. 23-летний новобранец отличился в конце второй двадцатиминутки с подачи Бориса Тиунова, играя вместе с ним и Александром Кокуриным в третьем звене. А позднее эта тройка блеснула снова: Кокурин, приняв шайбу от Фролова, открыл счёт в домашней победной игре против «Крыльев Советов».
В дальнейшем его партнерами становились Александр Скворцов, Виктор Доброхотов, Михаил Варнаков, Алексей Мишин, Евгений Шигонцев... Выполняя большой объём черновой работы, Фролов часто снабжал их точными пасами, не претендуя на бомбардирские лавры. Самым «урожайным» у него выдался сезон 1978-79, когда показатели Александра были почти одинаковы – 11 голов и 12 результативных передач. Универсальный игрок, его вклад в успехи команды отмечали как болельщики, так и тренерский штаб.
К сожалению, случались и травмы. Рецидив одной из них – разрыва крестообразных связок колена – дал о себе знать, когда Фролову было за тридцать. Он покинул лёд как игрок, но не ушёл из хоккея. Вскоре поступил в Высшую школу тренеров, о чём давно мечтал. Там конспектировал мудрых наставников, в том числе Анатолия Тарасова, которого многолетний капитан сборной СССР Борис Михайлов назвал «глыбой мирового масштаба».
Из Москвы Фролов отправился в новом качестве в Новочебоксарск, в местный «Сокол». Следующая остановка – Бор, команда «Кварц», где был помощником Алексея Мишина. К родным пенатам Александр Николаевич вернулся в 1992-м, возглавив автозаводский фарм-клуб. Однако команду мастеров он принял только через шесть лет. Причём в сложной ситуации, когда «Торпедо» нужно было
возвращать в суперлигу. Изрядно понервничав, Фролов справился с этой задачей.
А в следующем чемпионате наши дошли до плей-офф: в одной восьмой финала они минимально уступили ярославским хоккеистам в пятиматчевой серии. Сезоном взлётов и падений назвал тот чемпионат Александр Фролов. На вопрос «Какую игру вы считаете лучшей?» главный тренер нижегородцев ответил:
- Домашний матч с московским «Динамо». По выполнению игрового задания, по самоотдаче он выделялся на фоне всего сезона. Не могу не вспомнить также домашние игры с новокузнецким «Металлургом», с «Ладой», когда команда показала тот потенциал, которым обладает. Достойно сыграли в плей-офф и с ярославским «Торпедо». Вполне могли успешно миновать этот этап: по крайней мере, в трех стартовых матчах смотрелись несколько лучше…
Символично, что именно он открыл торжественный вечер, когда во Дворце спорта имени Виктора Коноваленко чествовали очередной выпуск резерва «Торпедо». Вот лишь фрагмент проникновенной речи Фролова: «Каждый из вас помнит свой первый выход на этот лед, и сейчас наверняка вы задумались над тем, как скоротечна спортивная жизнь. Впереди вас ждет более тернистый путь. Ведь чтобы попасть в команду мастеров, нужно приложить много труда, иметь твердый характер, пролить немало пота на тренировках. И мы, конечно же, ждем вас в «Торпедо», рассчитываем на вас…».
Вскоре автозаводцы отправилась в турецкий Белек. По воспоминаниям тогдашнего нападающего Романа Малова, сбор носил восстановительный характер, многие поехали как на отдых, с семьями. Тем не менее, физические нагрузки для игроков были серьезными. Сам Александр Николаевич тоже трудился немало, поддерживая форму. 25 мая было всё, как обычно, а 26-го утром команде сообщили трагическое известие – Фролов скончался от сердечного приступа. Помочь ему не успели. Ему было всего 47 лет.
Сегодня тренерское дело отца продолжает сын – тоже Александр. Недавно он вместе с Алексеем Томиловым и Михаилом Тюляпкиным привёл молодых торпедовцев к вершине поволжского и к серебру российского первенства в Юниорской хоккейной лиге.
Владимир МОЛЧАНОВ