После молодежного первенства мира в Финляндии хозяева пригласили на дружеский ужин представителей Международной федерации хоккея, руководителей сборных и арбитров. Когда стали обмениваться мнениями о прошедшем турнире, слово взял один американец. Он сказал: «Я увидел судью из России, у которого большое будущее. Это Федотов».
Во втором розыгрыше «Кубка Канады» сборная СССР победила в финале хозяев с разгромным счетом 8:1. Александр Николаевич работал на этом турнире, после чего дал интервью всесоюзному еженедельнику «Футбол-Хоккей». Вот фрагменты его ответов.
«Я впервые обслуживал матчи столь высокого международного уровня. Ответственность, понятно, была велика, однако особых трудностей не испытывал. Когда играют большие мастера, когда рядом – опытные арбитры, чувствуешь себя спокойнее, увереннее. Судил игры Финляндии с Канадой, Швецией и ЧССР. Взаимопонимание с коллегами было полное, ведь мы говорили на одном языке – языке правил. Да все арбитры были на высоте. Особую симпатию я, правда, испытывал к Владимиру Шубрту из Чехословакии. Но это не удивительно: несколько дней мы жили в одном гостиничном номере, и потом он неплохо объясняется по-русски… Участие в «Кубке Канады» стало для меня хорошей школой. Такое ощущение, будто прочел редкую книгу, которая поведала о том, что знал, но по-иному, более ярко».
Вскоре Федотов вбросил шайбу в Лужниках на «Призе «Известий». Он неоднократно входил в судейские бригады этого престижного турнира, однако вершиной служителя хоккейной Фемиды стал чемпионат мира в Хельсинки и Тампере, куда весной 1982 года горьковчанин отправился в качестве главного арбитра.
Матчи главных соперников сборной СССР, которая в очередной раз завоевала золотые награды, ему не разрешили судить. Первоначально Александр Федотов был назначен на поединок Швеция – Канада, но представители заокеанской команды потребовали замены советского арбитра. Тот обслуживал несколько игр в основном с участием сборных США и ФРГ. Впрочем, одна встреча выбивалась из этого ряда: Федотов всё же вершил судьбу канадцев. В их составе тогда были такие звезды, как Уэйн Гретцки, Бобби Кларк, Майк Гартнер, Билл Барбер, Боб Гейни и другие, поэтому никто не сомневался в крупной победе родоначальников хоккея над дебютантами среди сильнейших – итальянцами. Однако случилась сенсационная ничья.
Вратарь Джим Корси после своей фантастической игры шутил: «Дайте нам арбитра Федотова, и мы не только удержимся в группе «А», но и поборемся за медали». Он имел в виду, что во время судейства горьковчанина хоккеисты с Апеннинского полуострова как раз и достигли неожиданных результатов: превзошли американцев - 7:5 и оказали упорное сопротивление «Кленовым листьям» – 3:3. Причём в противостоянии с канадцами их противник сравнивал счёт в те минуты, когда наш рефери оставлял в меньшинстве... сборную Италии.
Одного из бомбардиров «Торпедо» Александра Федотова часто спрашивали, как он отважился на «полосатый рейс».
- Из большого хоккея меня провожали в нагорном Дворце спорта перед матчем с ЦСКА. Именно тогда мне предложили попробовать себя в новом качестве. Я согласился, хотя вообще-то мечтал стать тренером. Рос как арбитр быстро. Вскоре мне доверили поработать на матче команд высшей лиги, а инспектором на нем был Борис Майоров из всесоюзного спорткомитета. Бывший спартаковский мастер доложил: «Из Федотова судья получится».
Однажды газетчики поинтересовались у Александра Николаевича, какая рубашка ему всё-таки ближе к телу: игрока или арбитра?
- Я бы не стал противопоставлять одно другому. – ответил Федотов. – Мне одинаково дороги и моя хоккейная молодость, и судейская практика. Это как эстафета, в которой каждый этап по-своему труден и важен…
Владимир МОЛЧАНОВ
Комментарии