В канун игры с ЦСКА вспоминаем с болельщиками матч между командами в 1960-м году, который... так и не был проведен. А также другие игры, в которых соперники не смогли появиться на льду.
Весенняя оттепель, густой туман над площадкой, пищевое отравление в команде соперников, поломка чужого автобуса… По этим и другим причинам некоторые игры с участием «Торпедо» переносились или отменялись совсем.
1960 год, 20 марта. «Торпедо» – ЦСК МО. Отличившись на первом этапе чемпионата СССР – поднялись выше всех в Урало-Сибирской подгруппе, горьковчане продолжили борьбу за медали в финальном турнире. Он проходил по системе плей-офф, причём автозаводцы как лидеры зоны включились в решающую битву с четвертьфинала. В серии до двух побед они должны были принимать на естественном льду хоккеистов грозного ЦСК МО, вскоре переименованного в ЦСКА.
Хозяева сенсационно начали с выигрыша – 6:5. Далее процитируем сайт клуба «Торпедо», его исторический очерк. «На следующий день командам предстояло провести второй матч. Но тут вмешалась непогода. Лед стал совершенно непригодным для игры из-за плюсовой температуры. Матч сначала дважды переносили, а в восемь вечера отменили вообще. ЦСК МО мгновенно уехал со стадиона, и только потом переполненным трибунам было объявлено о переносе игры в «Сокольники».
Армейцы и так были сильны, а тут ещё получили преимущество своего искусственного поля. Всё это позволило им склонить чашу весов на свою сторону.
1960, 27 ноября. «Спартак» (Омск) – «Торпедо». В данном случае неизвестна конкретная причина. Будем признательны болельщикам, если кто-то из них, точно зная, прольёт свет на все обстоятельства. А пока одна из правдоподобных версий: не был готов к открытию сезона омский стадион «Динамо». Иначе как объяснить, что в тот день основной вратарь и подающие надежды форварды «Торпедо» находились в Москве? Там как раз гостили хоккеисты канадского клуба «Чатам Марунз». Выступая против них, Виктор Коноваленко дебютировал в сборной клубов СССР, а Роберт Сахаровский, Игорь Чистовский и Лев Халаичев пополнили молодёжную команду страны. Как бы то ни было, горьковский клуб без игры в Омске получил два победных очка.
1961. Апрель. «Торпедо» – «Трактор». Поскольку автозаводский хоккейный стадион не имел искусственного льда, горьковчане сражались за Кубок СССР в Москве. В одной восьмой финала они обыграли столичный «Спартак» - 4:3 и 7:2 (матчи проводились до двух побед), после чего им предстояло встретиться с хоккеистами Челябинска. Однако «Трактор», получив «плюс» за несостоявшуюся встречу с пермским «Молотом», последовал его примеру – отказался от участия в розыгрыше Кубка. Поэтому торпедовцы приобрели такой же «плюс» за четвертьфинал. Без борьбы на этой стадии они пошли дальше, вплоть до решающих поединков с ЦСКА.
1964, 22 сентября. «Крылья Советов» – «Торпедо». Это была игра предсезонного турнира на приз «Советского спорта». «На 6-й минуте матча, когда густой туман окутал «Сокольники» и не стало видно ни шайбы, ни ворот, на партнеров, диктор сообщил, что по техническим причинам объявляется перерыв. Он длился дольше 20 минут. Но когда хоккеисты снова вышли на лед, они опять утонули в тумане. Матч пришлось прекратить. Работники стадиона и заместитель директора этого спортивного сооружения не сумели объяснить причины технических неполадок. Однако и так было ясно, что крытый каток «Сокольники» к приему хоккеистов не готов. Матч перенесли во Дворец спорта ЦСКА.
Так информировал тогда своих читателей «Советский спорт». А вот из отчёта в следующем номере газеты: «Горьковчане начали играть, имея заработанную накануне фору в одну шайбу. Первый период был укорочен наполовину, потому что начало прерванной накануне встречи пошло в зачёт. По этой причине судьи решили не устраивать перерыв перед вторым периодом. «Торпедо» выигрывало 2:0, но в самом конце встречи «Крылья» сравняли счёт. И забили решающий гол в дополнительное время – 3:2».
1983, 26 сентября. «Сибирь» – «Торпедо». На утреннюю раскатку вышли обе команды. А через несколько часов в Москве, в стенах всесоюзного Спорткомитета, раздался телефонный звонок. Было заявлено, что назначенная на вечернее время игра чемпионата СССР не состоится по причине пищевого отравления нескольких игроков «Сибири». Поскольку никаких медицинских документов, подтверждающих это, сотрудники Управления хоккея не получили, то, естественно, они запретили отмену матча. Но разрешили взять игроков из молодёжного состава. Однако такой возможностью сибиряки не воспользовались.
Из докладной записки старшего тренера «Торпедо» Юрия Морозова: «Команда вышла на игру, пять минут простояла в ожидании соперника в присутствии главного судьи и отправилась в раздевалку…».
Оказывается, выходить на лёд «Сибири» запретило местное спортивное начальство, веруя в то, что матч будет перенесён. А главным «стрелочником» в этой истории оказался рулевой команды Виталий Стаин, заработавший выговор за то, что выполнил распоряжение своего непосредственного руководства. Лишь после месячного разбирательства новосибирцам было выписано техническое поражение за неявку на игру.
1996, 14 февраля. «Торпедо» – «Тивали» (Минск). Матч чемпионата МХЛ не состоялся из-за поломки автобуса, на котором белорусские хоккеисты добирались до Нижнего Новгорода. Хозяевам была присуждена победа – 5:0.
Владимир МОЛЧАНОВ