В матче с огромным количеством голевых шансов единственная заброшенная шайба осталась за хоккеистами «Салавата Юлаева» - 0:1 (0:1, 0:0, 0:0).

В стартовом периоде одни из самых результативных команд своих конференций подарили болельщикам скоростной и зрелищный хоккей с достаточным количеством моментов. У «Торпедо» был активен проводивший первый матч за команду в сезоне Егор Виноградов, а самую верную возможность отличиться имел Бобби Линч: его бросок приняла на себя перекладина. А вот гости своей возможностью воспользовались более успешно: Артём Пименов после успешного прессинга уфимцев в зоне атаки прорвался к воротам Адама Хуски и с близкого расстояния поразил цель – 0:1.
В дебюте второго периода торпедовцы взвинтили темп, демонстрируя свое четкое намерение найти пути к воротам соперника. Хороший шанс восстановить равновесие имел Никита Шавин, после передачи Богдана Конюшкова убегавший «один в ноль». Опасно «выцеливал» верхний угол после выигранного вбрасывания Кирилл Воронин. Но шайба упорно не хотела миновать преграду в лице Александра Самонова. Не отсиживались в обороне и гости, временами также создававшие остроту впереди. В одном из моментов ворота «Торпедо» выручила штанга и вынос с «ленточки». А голов в двадцатиминутке болельщики в итоге не увидели.
В заключительном игровом отрезке команды напрочь забыли об осторожности, связанной с приближением финальной сирены. Отличные моменты возникали у обоих ворот, а «средняя зона» практически отсутствовала в игре как данность. Однако феноменальные действия вратарей с обеих сторон разрушали самые острые атакующие комбинации. В итоге, показывая яркий и зрелищный хоккей на протяжении всех 60 минут, команды так и ограничились лишь одной шайбой. При этом аплодисменты болельщиков и слова «молодцы» с трибун стали яркой иллюстрацией и оценкой продемонстрированного зрелища.
Виктор Козлов (главный тренер «Салавата Юлаева»):
- Хорошая игра, высокие скорости, много выгодных голевых моментов. Вратари – молодцы, хорошо сыграли. Отдельное спасибо нашим болельщикам, нашему фан-сектору. Их сегодня было слышно даже в этом дворце, в котором так сильно поддерживают команду. Это много значит.
- Игра была ровной и равной на протяжении трех периодов. Но в каком из них вам было наиболее тяжело?
- Игра была напряженной все 60 минут. Было несколько смен, когда соперник запирал нас в обороне, но ребята – молодцы, хладнокровно оборонялись. Было много хороших контратак с нашей стороны, где ребята могли забивать. Хорошая, интенсивная игра.
- «Торпедо» хорошо играет в большинстве, но сегодня был матч без удалений. На установке уделяли внимание тому, чтобы сыграть без удалений?
- У нас на каждую игру стоит задача не давать сопернику большинства. Ведь когда мы играем «5 на 5», все 4 звена получают хорошее игровое время, все ребята находятся в ритме. Каких-то особых задач перед игрой с «Торпедо» в этом аспекте у нас не было.
- С утра вы отметили, что в Нижнем Новгороде – хороший быстрый лед. Вечером он остался таким же?
- Лед очень хороший здесь. Он быстрый, благодаря чему сегодня были хорошие скорости.
- Сегодня было 20 блокированных бросков, и большинство из них было очень нужным и своевременным. Говорили игрокам, когда именно нужно блокировать броски «Торпедо»?
- Нет, это у нас в характере. То, что ребята в нужный момент ловят шайбу на себя, показывает их силу духа и желание выиграть. Ребята готовы жертвовать собой. Сыграть с «Торпедо» на «ноль» - много значит.
- Как оцениваете концентрацию, физическую готовность и качество единоборств в матче с таким движением?
- Поэтому мы и поставили сегодня молодых ребят. Скорости были хорошими. Сейчас в каждом матче такой хоккей, что ты должен выигрывать свои единоборства. Когда выигрываешь единоборство – ты играешь в атаке.
- Можете выделить несколько вещей, которые важны были в обороне?
- Старались играть активно нападающими, оказывать прессинг, чтобы соперники не могли делать раскаты и смену мест в средней зоне. При игре в обороне знали, что соперник ищет передачи в середину, отовсюду пытаются подсунуть их. Ребята молодцы, ждали их.
- Вернулся Науменков… Как он вам, и почему поставили его не к Коледову?
- Коледов хорошо с Хафизуллиным смотрелся. У Михаила была первая игра, поэтому аккуратно его втягиваем. По движению он выглядел хорошо. Надеюсь, травма его не беспокоила.
- НХЛ запустила дополнительный сайт, который посвящен расширенной статистике игроков. Хотели бы, чтобы такой появился у КХЛ? И какая статистика была бы для вас полезна?
- Не готов сейчас ответить. Если это сделали, видимо, это что-то новое и полезное.
Игорь Ларионов (главный тренер «Торпедо»):
— Хочу начать с того, что очень сложно проглатывать такую пилюлю при хорошей игре, она очень горькая. Не в чем упрекнуть ребят. На мой взгляд, а у меня одно из лучших мест в «Нагорном», в театре хоккея, где ты видишь игру, скорости, отдачу, энтузиазм, энергетику… Уходя в раздевалку с пустыми руками – конечно, это обидно. Но, в то же время, соперника - с победой: хорошей терпеливой игрой, сейвами – вратарь Уфы отыграл сильнейший матч. Естественно, тот процесс, который мы сегодня задали, идёт через небольшие боли, подъёмы и спады. С другой стороны, горжусь ребятами, что они играли от души, здорово, но, к сожалению, без голов не бывает побед. Есть, над чем поработать и двигаться вперёд. Надеюсь, в «Нагорный» будут приезжать люди с трясущимися коленками, как это было и будет, не сомневаюсь. Мы должны в этом здании быть более решительными в плане уверенности, завершения тех моментов, которые создаём. Опять-таки – наберитесь терпения, пристегните ремни: мы ещё покажем.
— Какой жанр дадите матчу? Драма?
— (Смеётся). Может быть, и драма, потому что при всех тех голевых моментах, не использованных перед воротами, решениях в третьем периода, при всей той энергетике… Вы помните, в третьем периоде 17-летний мальчишка Артамонов, имея выдающийся шанс для того, чтобы завершить атаку броском или голом, решил сыграть покрасивее. Хотел найти ещё один лишний пас, который был перехвачен. Наверное, драма, потому что, когда ты тратишь столько энергии при такой фантастической поддержке болельщиков… Концовка, которая была драматической – в этом плане сегодня, наверное, был «heavy metal» с печальным концом, скажем так.
— «Салават» не давал наносить плотные броски?
— Об этом было сказано в первом периоде, у нас было большое количество тех самых моментов, о которых я сказал. Мы искали лишний пас, лишнее касание, чтобы подстроиться к шайбе. Игра очень быстрая – были быстрые решения, Уфа играла очень плотно, моменты создавались. Я попросил ребят чуть-чуть упросить игру, чтобы довести шайбу в одно касание до ворот, потому что опасен любой бросок в одно касание с перевода с фланга в центр… Допустим, у Джеффа Летунова два или три раза, когда мальчишки выводили его на бросок, слегка была передержка, чтобы вратарь мог восстановиться, вернуться на позицию, или защитники блокировали броски. Этот элемент игры вносит неожиданность и опасность, потому что, когда идёт пас из угла в центр на бросок – здесь не надо сильно, надо просто точно довести шайбу до ворот. Любые голы – они заходят. Сегодня мы пытались найти ещё более красивую и выгодную передачу. Они были, и вы помните момент в третьем периоде, когда Шавин отдавал просто шикарный, выдающийся пас Белевичу, но, к сожалению, в завершении никак не можем быть более летальны, скажем так.
— Будете искать игрока с хлёстким ван-таймером, как у Овечкина и Кучерова?
— Знаете, эти ребята – очень сильный пример, поэтому они играют в НХЛ. Хотя в принципе мы не смотрим на Запад, не смотрим на Восток. Понятно, мы в курсе, что происходит в Северной Америке, но мы знаем, в каком направлении двигаемся. Мы хотим, чтобы ребята развивались. В принципе, такие элементы игры и Пайнэппл [Атанасов], и Артамонов, и Линч, и Круч [Кручинин], и Фирстов – способны завершать. Если и не такого уровня бросками, но все равно они могут ван-таймером завершать те комбинации и моменты, которые мы создаём. Понятно, сейчас нет Гончарука. Это, наверное, наш потенциал и резерв, который мы должны использовать больше и больше. Мы говорим об этом. Мы пишем на доске. Сегодня после разбора соперника и матча с «Амуром» написали и не убрали эти высказывания, чтобы ребята понимали, что от них требуется. Мне как главному тренеру трудно найти слова, которые уже были написаны на доске. Я сказал: «Ребята, если кто-то не понимает – читайте, смотрите. В ваши головы и сознания должно проникать, как мы будем играть». Остаётся только добавлять то, чего, допустим, не хватает в том или ином предложении, которое написано. Это те вещи, которые ты должен доставать изнутри. В данной ситуации я думаю, что тренировать ван-таймеры, когда игра идёт в быстром темпе… Овечкин или Кучеров забивают голы в большинстве – сегодня большинства не было. Процентов 85 ван-таймеров работают тогда, когда у тебя есть участок льда, где можно получить шайбу, и оттуда идёт бросок. Тем не менее, это не оправдание. Это, наверное, наш резерв и то, где мы можем добавить и получит те голы, которых нам не хватает: с помехой, с ван-таймера, с подставлением, с добивания. Голы забиваем красивые, но иногда «мусорные», как мы их называем в хоккее, тоже должны присутствовать в такой чистой команде, как «Торпедо».
— Что мешает Линчу бросать?
— Знаете, может быть, порох отсырел в винтовке… Но он играет очень хорошо, у них неплохая химия с Кручом. Если вы видели количество полезных действий, которые, может быть, не видны в протоколе – рабочая этика выше всяких похвал. И моменты есть хорошие. В прошлой игре с «Амуром» он мог, может, пару забить – немножко нацеленность на передачу, потому что хочется сделать удобнее для партнёров. Это тоже часть адаптации к этой лиге, к команде. Ещё раз повторюсь, мы будем терпеливы, не будем паниковать, внесём небольшие коррективы в состав. У нас не много времени для того, чтобы грустить. Понятно, что эти матчи даются тяжело: когда ты хорошо играешь и проигрываешь, но это часть роста команды.
— Не раскусили вратаря «Салавата» Самонова, или нападающие сыграли не так?
— Знаете, очень сложно залезть в голову игрокам. Мы указали массу элементов: сильные, слабые стороны. Николай Хабибулин дал свои комментарии, которые я донёс до ребят. Но когда выходишь на площадку, начинаешь играть, и у тебя появляется момент, многие вещи ребята видят по-другому. Здесь, наверное, нехватка опыта у молодёжи – мы говорим об Артамонове или Атанасове, хотя Пайнэппл – довольно искусный игрок, который держит массу трюков в кармане и каждый раз выбрасывает их на обозрение аудитории. Скорее всего, нужно каким-то образом подработать именно эти элементы. Не знаю, каким образом, но обычно эти броски ты должен делать с помехой. Ты не хочешь во время тренировок нанести травму своему же защитнику, который будет перед вратарём, поэтому у нас есть пища для размышлений. В то же время мы не должны никого жалеть – мы должны реализовывать то, что нам даётся, и быть пожёстче и поэгоистичнее в плане принятия решений.
— Ларионов-младший провёл только первый период. Что случилось?
— Травма нижней части тела. К сожалению, это случилось ещё на раскатке… Отыграл период, как мог. После первого врачи сказали, что нет шансов продолжать игру. Конечно, большая потеря, потому что мы потеряли креативного центрального, который связывал Яна и Фирстова. Были планы на сегодняшнюю игру внести коррективы по ходу матча, я хотел это сделать во втором периоде, но, к сожалению, когда загадываешь заранее… Не знаю, это карма или что, но вот такая ситуация. Завтра будет МРТ – посмотрим, насколько серьёзное повреждение.
— Большие сомнения, что он выйдет в следующем матче?
— Я сейчас ничего не скажу, но если не смог играть после первого периода, то не думаю, что выйдет в следующей игре.
— Ждать ли Гончарука?
— По Гончаруку – начал кататься, чувствует серьёзные улучшения. Коваленко – то же самое. Опять же, сейчас загадать, сказать, что они сыграют… Не скажу. Как говорят, day by day, то есть изо дня в день мы будем решать. Я, конечно, скажу, что неделя. Сегодня 24-е… Наверное, скажу, что «Куньлунь» второго числа.
— Ротация вратарей продолжится?
— Мы с Колей [Хабибулиным] обсуждаем этот момент – он советуется, спрашивает. Вратарская психология – это такая особенная вещь, здесь очень важно не передержать и не недодержать, но выиграть матч и показать хорошую игру – это всегда идёт на пользу психологии вратаря. Думаю, что мы завтра это всё обсудим, будет день отдыха для тех, кто много играл. Мы выдёргиваем молодёжь из «Чайки», четыре человека – поработать с неиграющим составом и с теми, кто играл мало. Завтра подумаем, кто сыграет с «Автомобилистом».
— Насколько готов Мельничук?
— Он работает, нет никакого негатива. Это очень непросто: молодой, но опытный вратарь, повидавший и НХЛ, и АХЛ, но в этой профессии никогда не знаешь, кто выпадет – один, второй (стучит по дереву). К нему нет никаких претензий, он работает по полной программе, но мы довольны и Хуской, и Иван Иванычем [Кульбаковым]. Смысл вводить третьего вратаря? Мы пока к этому не пришли. Мы хотим, чтобы у нас был резерв. Кстати, у нас Николай Александрович Хабибулин набирает потрясающую форму – сбросил семь килограммов. Надеюсь, что мы его заявим на один из матчей (улыбается). Это не шутка, на самом деле серьёзно.
— Превосходства в объёме движения на льду нет, или так кажется?
— По движению и по адаптации соперников можно согласиться, а можно не согласиться, потому что всё дело в реализации. Вы нас постоянно задевали, указывали на проигранные вбрасывания, которые сейчас выигрываются. И которые влияют на количество бросков и так далее, но сегодня мы их выигрываем, а игры – нет. Не забывайте, что у нас отсутствуют два игрока, которые на двоих забили, по-моему, 50 голов в прошлом году, а это довольно-таки большая цифра. На этих двух игроках можно конструировать три хороших звена. Вы видите, насколько разные мы пробуем сочетания, и ребята при всём том, что играют мальчишки, растут – получают и позитивный, и негативный опыт. Через это мы проходим. Когда Артамонов отдал передачу вместо того, чтобы забить, он приехал – и качает головой. Что ему скажешь? Говорю: «Мама, папа смотрят хоккей?» «Да, — говорит, смотрят». — Где, в Нижнекамске? — Да, в Нижнекамске. Говорю: «Сейчас будет момент – ты забьёшь гол, не переживай, всё нормально». Там ехал Сизый [Сизов] и хотел ему отдать, но… Это тоже часть процесса, роста игроков. Эти ребята будут забивать голы. Они находятся на том уровне, где ты получаешь колоссальнейший опыт. Сейчас едет пол-Америки, все скауты НХЛ – смотреть все лайвы Артамонова, я вам скажу такую вещь. Не касаясь всех тем, которые сегодня подняты. Хоккей – это глобальная игра. Эти ребята, которые обращают внимание – люди срываются с мест, понимая, что в «Торпедо» есть два парня, которые идут на драфт (но мы их не отдадим), и третий, которого сегодня все хотят получить – это Атанасов. Эти мальчишки, поверьте, будут только сильнее.
— В этом сезоне вы два раза проиграли «Салавату» со счётом 0:1… Теперь вам принципиально во что бы то ни стало переиграть команду Виктора Козлова в будущем сезоне?
— В обеих играх, при всём уважении к сопернику, мы доминировали. Там – понятно, пропустили гол в овертайме, дали пару удалений. Мы про них уже забыли. Игра на игру не приходится. Тот уровень, планку, которую мы подняли, те стандарты – мы будем их продолжать. Мы с «Детройта». Ещё раз вернусь в историю: перед тем, как выиграть первый Кубок Стэнли за 42 года в городе моторов, проиграли «Колорадо» три игры подряд. Четвёртая, когда была самая кровавая игра в истории организации – мы выиграли за месяц до плей-оффа, причём горели по ходу матча 1:3, 3:5 и выиграли в овертайме 6:5. У нас всего два матча с ними – при всём уважении к нашим мальчишкам и игрокам «Салавата Юлаева», это не то противостояние, о котором я сказал. Мы должны выходить на каждый матч, делать максимум из того, что можем, и, конечно, реализовывать то, что создаём.
- Существуют разные мнения, но, на мой взгляд, это интересный опыт. Длинная домашняя серия из 6 матчей скоро сменится длинной выездной из 8. Это необычные условия, но ведь интересные?
- Абсолютно. Жизнь ставит перед тобой какие-то преграды, которые ты должен преодолевать. Мы об этом говорим часто. Но я сказал ребятам после игры, что в этом здании, в этом сарае соперники должны приезжать с трясущимися ногами и руками. Чтобы отсюда соперники выползали. Мы должны это намоленное здание сделать святым. Мы только начинаем строить менталитет победителей. И пока нам его не хватает.
- Виктор Козлов сказал, что был хороший быстрый лед. Можете похвать наш театр хоккея за это?
- Мы не будем ссылаться ни на лед, ни на что-то еще. Лед для всех одинаков. И мы должны преодолевать любые препятствия. Закончить домашнюю серию на хорошей ноте и двигаться в путешествие по нашей огромной Родине на 18 дней. Это еще одна страница нашей совместной истории, которую мы пишем. Нужно удачно провести матч с «Автомобилистом» и с хорошим настроением отправиться на выезд.
- Сегодня появился Егор Виноградов. Сможем ли мы увидеть еще новые имена в следующей игре?
- Мы ждем Коваленко и Гончарука, но в целом мы не можем возить с собой два автобуса игроков, как некоторые, у кого одна команда – тренирует, другая – играет. У нас нет такой привилегии. Идеальный вариант – иметь трех запасных, а остальные должны играть в фарм-клубе. Пока не буду называть имен, но я уже попросил тренера «Чайки» Алексея Исакова об одолжении: чтобы один из игроков, близкий к нам, попробовал себя на разных позициях.
- Сегодня у вас было значительное преимущество по вбрасываниям. А в плане реализации моментов – могли на них сказаться высокие скорости? Может, где-то молодые игроки с ними не справлялись?
- Одним из пунктов при на установке перед игрой у меня для ребят был пункт о том, что ноги должны успевать за мозгами. Мы играем быстро, и темп был высочайший. В прошлом году я был в Детройте на матчах с «Айлендерс» и «Вашингтоном» и, скажу честно, я остался разочарован увиденными скоростями. Мы будем играть в быстрый хоккей, мы хотим этого. Нам нужно качество: исполнения, приема шайбы, броска. Эти элементы тяжело исправлять по ходу сезона. Это те делать игры, которые отличают сильных хоккеистов от выдающихся. Но мы растем. Говорим игрокам о том, что как они делают на тренировках, так делают и в игре. Но зацикливаться на простоте мы не будем. Игроки не должны бояться и отделываться от шайбы. Нужны вещи, которые делают большую разницу именно в завершении.
- Вы говорите, что привлечете 4 игроков к тренировке из «Чайки». Кто это будет?
- Это будет Арсений Варлаков, Иван Чесноков, Глеб Чесноков и Андрей Крутов. Макарова у нас пока нет, а Крутов будет. Это четыре игрока, которым мы хотим «повариться» здесь, как в прошлом году это было с Силаевым и Артамоновым. Ребята должны знать, что о них здесь думают и не забывают. Они дадут небольшую конкуренцию молодым ребятам, которые у нас здесь есть. Сегодня вышел Егор Виноградов. Теперь хочется посмотреть на нашем уровне этих ребят.