В запоминающемся, эмоциональном и сверхрезультативном матче с «Динамо» итоговый успех остался за гостями – 4:6 (1:2, 1:3, 2:1).

С самых первых минут игра принципиальных конкурентов по таблице была насыщена эмоциями и множеством ярких моментов. Несколько первых смен динамовцы провели в атаке, но именно они вынуждены были первыми доставать шайбу из своих ворот. Скоростной прорыв по левому краю Андрей Белевич завершил точным переводом на Егора Виноградова, открывшего счёт – 1:0! Ответ «Динамо» последовал через 42 секунды. Бросок Никиты Новикова с левого края преобразовал в гол Андрей Никонов – 1:1. Это была не единственная шайба гостей с подправления в двадцатиминутке. В концовке игрового отрезка траекторию броска Бреннана Менелла успешно откорректировал Дмитрий Рашевский – 1:2. Между этими голами было множество атак в обе стороны, моментов и даже драка, после которой четверо хоккеистов оказались на скамейках оштрафованных. Искры летели в обе стороны с первых и до последних секунд!
Во втором периоде яркий хоккей с акцентом на атаку с обеих сторон продолжился. Торпедовцы могли сравнять счёт, получив в своё распоряжение большинство. Но этот шанс не был реализован, а вскоре быстрая контратака «Динамо» завершилась голом Павла Кудрявцева – 1:3. На это команда Игоря Ларионова нашла достойный ответ спустя полторы минуты. Антон Сизов, оказавшись на ударной позиции, выдержал гроссмейстерскую паузу, и когда все поверили в его бросок, выдал тонкий пас на Максима Летунова, который не промахнулся – 2:3. Однако, когда соперник оказался совсем близок, сценарий игры пошёл явно не по торпедовским задумкам. Максим Джиошвили в большинстве забросил третью шайбу гостей в матче после подправления, а Павел Кудрявцев нашёл свой шанс, удачно выбравшись из-за ворот – 2:5.
Третий период искрил эмоциями до самых последних мгновений. В одной из первых смен торпедовцы попали в штангу, продемонстрировав максимальный настрой на изменение ситуации. Атак команда провела множество, но минуты таяли, а счёт на табло не спешил меняться. За 5 с половиной минут до сирены тренерский штаб «Торпедо» пошёл «ва банк», заменив вратаря на шестого полевого игрока. И уже через несколько секунд это материализовалось в гол Андрея Белевича – 3:5. Эта игра была обречена оставаться необычной до самого конца, и вскоре болельщики увидели такое событие, как гол вратаря: шестую шайбу в копилку «Динамо» принёс Илья Коновалов. Но даже на этом борьба и события не были завершены. Торпедовцы до последних мгновений стремились отблагодарить болельщиков за поддержку. В результате именно за хозяевами осталось последнее слово в матче. Сергей Гончарук после выверенной передачи Алексея Кручинина отличился за 10 секунд до сирены, а по окончании встречи трибуны провожали торпедовцев скандированиями «молодцы». В этот вечер они снова боролись до самого конца!
Алексей Кудашов (главный тренер «Динамо»):
- Хорошая интересная игра с обилием моментов, мне она понравилась: и с одной, и со второй стороны. Хорошие голы забили, нормально сыграли. Поэтому мы довольны, забираем два очка и едем домой.
- Получилась фееричная игра, особенное её концовка. Прошлые три матча складывались по другому сценарию. Почему именно сегодня игра получилась такой по своему сюжету?
- Обе команды хотели выиграть, поэтому был такой накал. Прошлая игра была похожей, но мы свои моменты не забили, а сегодня смогли это сделать.
- Три гола сегодня забили с подставлений и рикошетов. Делали на это акцент?
- Когда ты разбираешь позиционную атаку, всегда делаешь на этом акцент, без этого – никуда.
- Можете прокомментировать действия третьего звена, которое играло сегодня очень хорошо?
- У нас нет первых, вторых и третьих звеньях. В прошлом матче добавили одни, в этом – другие. Нормально сыграли, забили свои голы.
- В третьем периоде показалось, что полевые игроки очень аккуратно выходили из зоны, а вратарь при этом взял и бросил прямиком. Ничего не дрогнуло в этот момент?
- Что значит аккуратно выходили? Счёт был «5:3». Чего бояться-то? Каждый игрок принимает решения, исходя из ситуации. Коновалов стоял напротив пустых ворот, поэтому он и бросил. Сейчас все вратари хорошо играют клюшкой.
- Ожидали от него такого решения?
- Когда он с шайбой был – ожидал. Борта были перекрыты, поэтому он это делал умышленно.
- У вас очень стабильные тройки нападения. Это уже состав на плей-офф?
- Нет.
- Почему не играл Алексей Потапов?
- Ротация.
- В вашей тренерской карьере вратари, наверное, ещё не забивали голов?
- В тренерской – нет, в игровой – не помню. Но клюшкой вратари играют всё лучше и лучше, поэтому вратари будут бросать и дальше.
Игорь Ларионов (главный тренер «Торпедо»):
- Хочу поблагодарить нашу команду за то, что на третий период вышли с пониманием того, что такие матчи необходимо научиться «вытаскивать». Ребята сделали всё возможное, чтобы спасти игру. К сожалению, не получилось. Но в конце игры они оставили за собой позитив. Радует, что болельщики поддерживали до конца, и никто не ушёл со своих мест. За это ребята отплатили той концовкой и тем желанием, стремлением и страстью, за которые нас знают. Безусловно, поражение нам не приятно. Но мы можем гордиться ребятами, которые, не забивая свои голы в первом и втором периодах, нашли в себе силы, не опустили руки и продолжили играть. Это радует.
- У команды было 4 дня отдыха. Вы довольны функциональным состоянием, или оно должно было быть лучше?
- Из моего опыта – всегда лучше играть, чем отдыхать. Когда у тебя есть резервы, скамейка длинная, которой ты можешь подпитываться. «Динамо» играет через день, а у нас была небольшая пауза, которая была занята тренировками и отдыхом: мы дали ребятам возможность перевести дыхание. С другой стороны, ты теряешь игровой ритм, и обычно уходит один период, чтобы его вернуть. Так, в принципе, и получилось. Хотя забили хороший первый гол. Да и во втором периоде при игре «4 на 3» мы обязаны были сравнивать счёт. И тогда могла получиться другая игра. Потому что соперник был уставший после тяжёлого победного матча в Ярославле. К сожалению, броски, отскоки и подставления были сегодня не в нашу сторону. Да и в третьем периоде в первом же отрезке шайба попала не в ворота, а в штангу. А ведь это могло дать нам столь необходимый эмоциональный всплеск, дать надежду на то, что мы имеем достаточно времени, чтобы спасти игру. Мы проиграли матч, в котором много времени проводили в атаке. Да, мы уступили, но нам просто не хватило времени, чтобы выиграть.
- Что касается пропущенных голов, то три из пяти (шестой не берём) были забиты после подставлений клюшки. Это такая случайность, или с этим нужно и можно бороться?
- Нет, это не случайность. Это стиль сегодняшнего «Динамо», и он упрощён. Эти голы являются не редкостью. Смотришь игры НХЛ, смотришь игры КХЛ - такие голы случаются довольно-таки часто. Для того, чтобы разыгрывать позиционку, нужны мастерство и класс, нужен уровень запредельный, позволяющий делать некоторые вещи. При всём уважении к «Динамо» - это команда, которая сегодня играет немножко в другом стиле. Они ищут счастья в тех моментах, которые дают им успех. Эти моменты и дали им успех сегодня, они этими бросками с подставлениями забили три гола. И эти голы оказались ключевыми.
- Что касается тактического рисунка игры, то кажется, что в играх именно против «Динамо» «Торпедо» отходит от своей фирменной игры в короткий и средний пас. Так было в Москве, так показалось и сегодня. Это вы специально так решили действовать против «Динамо»? Или так вынуждает действовать соперник?
- Вы знаете, это другое (улыбается). Мы исходим из действий соперника - как он играет и насколько знает наши сильные стороны. Нас изучают. В таких матчах, как сегодня, игровой ритм был немного потерян. И у нас не получилась целиковая игра, какой её хочется видеть. В любом случае - мы всегда ищем позитив и те моменты, на которых мы можем заострить внимание. Мы всегда выносим из таких матчей не те ошибки, которые мы допускаем, а те вещи, которые мы упрощаем. Не хочется видеть слишком простую и примитивную игру, которая - да, может быть эффективной, но это будет не то, как мы хотим развиваться. Мы хотим действовать так, чтобы игра шла в нашем стиле и при нашем доминировании, но по модели игры соперника ты понимаешь, что какие-то вещи нужно поменять, причём - поменять по ходу игры. Это удаётся только тогда, когда все находятся на одной волне. Сегодня было нехарактерное для нас большое количество брака - не называю фамилии по игрокам. И это, конечно, предмет для разговора. Мы обсудили это сейчас в тренерской с коллегами. Вернёмся к тому стилю, который нам приносит успех. Главное здесь - не критика, а правильный подход к тем элементам игры, которые мы сегодня немножко упустили. Это, может быть, связано с тем, с чего мы начали разговор - про игровой ритм. Те четыре дня, которые мы не играли, они тоже могут влиять на те вещи, которые мы сегодня не увидели, и ребята не продемонстрировали.
- Вопрос из разряда тактических, и в ряде матчей это уже наблюдалось - «накладка» звеньев. Наше третье звено выходило под их первое и наоборот. Вы специально разводили наше первое с их первым звеном?
- Мы не сторонники пока на этом уровне делать это «наложение». Мы, всё-таки, хотим быть командой, которая играет в атакующий хоккей всеми четырьмя звеньями. Безусловно, мы понимаем, от кого идёт угроза у любого соперника. Но мы пока не пришли к тому, чтобы ставить звено, которое будет чисто нейтрализовывать. Хотя, может быть, это и вариант, который нам даст попробовать какие-то ходы в последних 17 матчах для того, чтобы выходить в плей-офф уже с заданием, которое мы хотим выполнять. Естественно, мы ещё ждём людей, которые травмированы. И это нам даст, конечно, усиление.
- Насколько ваш ответ про «наложение» по степени лукавства по шкале от нуля до десяти?
- (улыбается) Здесь нет ни доли дипломатии, ни лукавства. Я понимаю, о чём вы говорите. Но не хочется давать слишком большой кредит той команде, против которой ты играешь. Да, есть какие-то варианты в конце игры действовать более консервативно - когда нужны опыт, мастерство, терпение, высокий игровой интеллект для того, чтобы спасти игру и выиграть матч. В сегодняшних матчах, да и в этом сезоне в целом, мы идём через большие этапы проб, которые мы получаем и набиваем себе шишки. Взять даже тот момент, когда вратарь «Динамо» забивает гол: я сказал Максу Федотову: «Ты не должен отдавать такие передачи вратарю, ты должен сделать так, чтобы ему было неудобно поймать и бросить!» Ошибка 20-летнего парня, который сегодня получил этот колоссальный опыт. А про «наложение» мы ещё поговорим (улыбается).
- Вы сегодня поменяли вратаря по ходу игры. Понятно, что к Кульбакову вопросов нет. Но есть ли уже план по вратарям на следующие матчи?
- План есть, но я не буду пока его обсуждать, это прерогатива Николая Хабибулина. Знаю только, что в следующем матче будет играть Адам Хуска. Это никак не зависело от сегодняшнего результата и счёта.
- Замена Кульбакова - это его просьба или решение тренерского штаба?
- Когда счёт стал 2:5, мы переглянулись с Колей Хабибулиным и решили, что третий период начнёт Хуска. Не стали «убивать» парня мгновенной заменой, решили дать паузу до перерыва. До конца второго периода оставалось две минуты, надо было дать возможность Ивану прийти в себя. Дали возможность сыграть Адаму, чтобы встряхнуть команду психологически. И в какой-то степени нам это удалось.
- Если говорить о домашних матчах января, то для меня изюминка этих встреч – голевые передачи Коваленко. В тех эпизодах, когда он мог забивать сам, но отдавал передачу, и после этого забивались голы. Сегодня был такой же гол, но он не был засчитан. Есть ощущение, что он всё меньше напоминает манеру игры своего отца. Это вы изменили его как хоккеиста?
- Вы задали очень тонкий вопрос, на который у меня есть ответ. Этот ответ начался в июле, когда мы приехали на сбор. Когда Коля, игрок «Локомотива» и «Ак Барса», выдумал, что один может обыграть всю команду. Я его остановил и сказал: «А почему ты пошёл один в четырёх? У тебя есть партнёры, но ты их не видишь. Посмотри головой вправо и влево. Если ты будем это делать, станешь одним из лучших игроков в этой лиге.» И он начал смотреть. Все, что он умеет делать на скорости – у него есть. Но он может делать игроков вокруг себя лучше. Это очень сильный потенциал, и это то, что мы видим в этом году. Я рад, что он прислушался тогда и делает это. Это радует, потому что сейчас его действия трудно предугадать. Он может забить, может отдать, протаранить, сделать передачу для гурманов и эстетов. Это то, что хочется видеть. Нижний видел много больших мастеров. И наша задача – это вернуть это сюда, чтобы это было регулярно, чтобы в каждом матче людям было приятно смотреть.
- Что с Василием Атанасовым? После травмы пробовали его в первом звене, во втором. Сейчас вот в четвёртом. Времени игрового мало у него. Он пока не совсем готов функционально?
- Скорее всего, да. Только что, как раз, обсуждали с коллегами этот момент, именно по нему. Обсуждали те вещи, когда мальчишка весом всего-то 60 килограммов, и это не его хоккей, который сегодня был. И, может быть, это не его звено, в котором он сегодня играл. Ему нужен функционал, который ему необходим, чтобы играть в первых двух звеньях, чтобы компенсировать работу центрального Кручинина в обороне, потому что он технически очень сильно оснащён, и на нём нет таких больших обрывов. Но, играя в звене с Веряевым и Михеевым, которые труженики и ребята, которые играют в хоккей более оборонительный, хотя пытаются тоже созидать - это не его партнёры, с которыми он может принести пользу. Мы это всё обсудили и подумаем, что можно сделать. Ему нужен креативный центр, чтобы использовать его лучшие качества. Толкаться и бороться - это не его, и мы не хотим его делать игроком, который будет биться, толкаться и выбрасывать шайбу. Это тот игрок, которого мы хотим развивать.
- Первый гол нам прилетел от «баскетболиста на коньках» Андрея Никонова, который до 2021 года был в системе «Торпедо». Хотелось ли бы вам иметь в команде такого мощного и фактурного игрока с хорошим катанием?
- Я не сторонник говорить о соперниках. Это не наша команда, и меня меньше всего беспокоят игроки других команд. У нас есть свои ребята, которые проходят хорошую школу. А говорить, что вот он забил гол - да, молодец, гол хороший. Все голы считаются хорошими. Большего я не скажу, потому что для меня более важно говорить о наших ребятах, которые растут, развиваются и делают гигантские шаги вперёд в своей карьере.
- Иногда вы наставляете игроков, делая им ссылки на какие-то эпизоды или действия ведущих хоккеистов НХЛ. А есть ли желание сделать командный просмотр каких-либо выдающихся игр? Допустим, финала Кубка Канады 1987 года или полуфинала 1984, где играли и горьковчане.
- Вы слегка опоздали. Мы это уже сделали. В начале сезона мы показывали Кубок Канады 1987, показали Русскую Пятёрку «Детройта», показали клип «Сан-Антонио Спёрс», которая выиграла много титулов в НБА под руководством Грегга Поповича. Мы показали очень много клипов «Барселоны» и «Манчестер Сити». Это то, что мы пытаемся показывать ребятам. Но чтобы повторять такие вещи, нужен сумасшедший сплав таланта. И мы пытаемся из того материала, что у нас есть, делать те вещи, которые захватывают даже моё дыхание и сердце. Потому что я вижу, в какой эти пацаны могут играть хоккей. Поэтому, когда мы говорим о простоте, о наложениях, безусловно, нужных элементах, мы всё-таки хотим внести порцию того игрового интеллекта, который был в великих командах. Когда мы играли в товарищеском матче в Ярославле перед сезоном, мы сделали 4-5 передач в одно касание, которые привели к выходу «один на один». Эти вещи, они как английский язык, когда ты только начинаешь его учить. Сначала в голове – винегрет, но затем ты разбираешься, начинаешь всё впитывать, и у тебя получаются слова и речь. Пытаемся дать ребятам все эти вещи, чтобы они раскрывались, как цветы. Если человек будет думать, что после каждой ошибки его будут бить клюшкой по голове, ничего не получится. Психология – очень важная вещь. Это непростая работа, направленная на то, чтобы вы приходили на матчи и уходили после окончания с мыслями поскорее вернуться обратно. То, что мы делали в своё в «Детройте» и в сборной – это как хорошая книга, которую можно перечитывать и наслаждаться. Сегодня в 8 утра я отправил Максиму Федотову и Богдану Конюшкову гол Кейла Макара, который был забит часом ранее. Мы хотим быть на том уровне, но это берёт время, и ради этого мы работаем. Сделай что-то красивое и интересное, а результат – придёт.
- Сегодня было очередное удаление за нарушение численного состава, повлиявшее на результат. Как-то к плей-офф будете с этим бороться?
- Очень трудно удержать эту скамейку, этих голодных ребят, которые рвутся, порой, и не слышат ничего, когда шум стоит. Безусловно, нам хотелось побыстрее, чтобы счёт стал 4:6, чтобы побежать и забить ещё, спасти этот матч. Если бы потом стало 5:6, то там вообще была бы «клиника» для «Нагорного». Крыша бы, наверное, улетела (улыбается), если бы мы догнали соперника. Здесь очень сложно, когда ты находишься в пылу таких событий, когда ты пытаешься догнать соперника, когда скамейка вся живёт этим. Естественно, ты стараешься использовать все способы для того, чтобы спасти матч. Ребят, естественно, эмоционально перехлёстывает, и это сказывается потом на том, что не засчитывают гол. Мы сейчас это тоже обсуждали в раздевалке с Николаем Хабибулиным, вспомнили, как мы на Кубке мира 1996 года забили гол американцам, когда нас на льду вообще было восемь человек! Не засчитали гол, посмотрели, там действительно было восемь игроков! А это, между прочим, сборная России, игроки НХЛ. Поэтому говорить и показывать пальцем сегодня на того, кто выбежал, будет не совсем правильно и справедливо. Ребята все старались. И они молодцы, что продолжили играть и давать надежду болельщикам до последней секунды на то, что мы будем искать счастья у чужих ворот.