В сумасшедшей по эмоциям и драматургии первой домашней игре сезона хоккеисты нижегородского «Торпедо» переиграли СКА – 4:3 (1:1, 1:0, 2:2).

С первых секунд игры команды активно взялось за дело, радуя болельщиков тем хоккеем, по которому они так скучали, начиная с весны. Торпедовцы ярко провели стартовые минуты, но при этом нарвались на фирменную разящую контратаку СКА. Александр Кадейкин прорвался по правому краю и не пожадничал при выходе «два в одного», после чего Святослав Гребенщиков открыл счет. Это никак не сказалось на настрое хозяев, и всего через 26 секунд они подарили «Нагорному» первый домашний гол сезона. Василий Атанасов, как и пару дней назад, не заметил соперников на «пятаке» и после результативного добивания сравнял цифры на табло – 1:1!
Старт второго периода получился еще более богатым на события. Нижегородцам уже в дебюте игрового отрезка пришлось поиграть формате «3 на 5». Но, выдержав давление соперника, вскоре уже подопечные Игоря Ларионова оказались на льду впятером против троих оппонентов. Одно из этих удалений гости отразили, а вот оставшийся на скамейке штрафников Максим Федотов был вынужден с грустью наблюдать за тем, как Владислав Фирстов «прошивает» Юхана Маттссона – 2:1. Моменты в периоде возникали практически ежеминутно. У «Торпедо» дважды мог отличиться Кирилл Максимов, опасно атаковали Алексей Кручинин и Игорь Ларионов. В свою очередь, хватало работы и Ивану Кульбакову, не раз сорвавшему овации трибун!
Виртуозный хоккей с обилием голевых шансов продолжился в третьем периоде. Моменты возникали у обоих ворот, и в итоге именно заключительная двадцатиминутка стала самой результативной. Сначала в одном из эпизодов вблизи владений «Торпедо» Кирилл Стеклов смахнул шайбу с «ленточки» пустых ворот. А вскоре болельщики увидели гол-шедевр от нижегородской команды. Василий Атанасов продемонстрировал сумасшедший дриблинг, обыграв сразу нескольких соперников на своем пути, и отдал передачу на Кирилла Воронина, нанесшего точный бросок – 3:1. СКА не сложил оружие, и Василий Глотов гарантировал огненную концовку, сократив отставание. За 2 с половиной минуты до сирены петербуржцы заменили вратаря на дополнительного игрока, но перехват и рывок Николая Коваленко на пустые ворота подарил новую порцию радости болельщикам «Торпедо» - 4:2. Но и это был еще не финал. Концовка получилась крайне эмоциональной, с сопутствующими стычками и удалениями. За 24 секунды до сирены Александр Никишин забросил третью шайбу СКА. Но самоотверженная игра до последних мгновений, а также поддержка болельщиков, ставших для команды дополнительным игроком, помогли «Торпедо» сохранить первую домашнюю победу в новом сезоне: 4:2 в пользу «автозаводцев»!
Роман Ротенберг (главный тренер СКА):
— Хотелось бы отметить замечательную атмосферу на трибунах. Болельщики отлично поддерживали обе команды. Благодарен нашим болельщикам, кто приехал на эту игру.
Поздравляю «Торпедо» с победой и всех болельщиков. Для нас это была третья игра, много сил отдали — и с «Динамо», и в Тольятти, перелёты... В принципе, нам не привыкать. Мы должны сделать правильные выводы с этой игры. К ребятам есть претензии. Да, есть ошибки. Ребята, скажем так, вкатываются в сезон. Кто-то только приехал к нам, многие ребята прошли серьёзную предсезонку.
Да, мы могли выровнять игру, забили в конце шайбу, могли ещё одну… Там был такой момент, когда играли «четыре на четыре», мы сняли вратаря, а у соперника на вбрасывании было пятеро игроков! Судьи не посчитали игроков соперника. Я такого в жизни никогда не видел, даже в детском хоккее, чтобы судьи так ошибались. Ну ладно на пересменках — там тяжело бывает увидеть и уловить момент смены. И, вместо того, чтобы играть «шесть на четыре», мы играем «шесть на пять». Это ключевой момент матча в моём понимании, грубейшая ошибка! Это все видели, и по телевизору это было видно. Надеюсь, что уважаемые судьи разберутся, чтобы такого не допускать в будущем. Мы хотели сравнять, хотели забить ещё шайбу.
А так — заслуженная победа «Торпедо», они очень хотели выиграть. Без поражений не бывает побед, работаем дальше, у нас ещё одна важная игра в Ярославле. У нас четвёртая игра на выезде, в прошлом году мы не играли по четыре игры подряд на выезде. В этому году другой график, но мы календарь не выбираем. У «Торпедо» вторая игра, у нас третья. Поэтому тут немножко в разном состоянии команды. Но это хоккей. Под нагрузкой нужно уметь играть и проявлять свои лучшие качества. Будем работать дальше.
— В конце матча вы поставили Илью Федотова в большинство. Это аванс на будущее?
— Нет, если вы заметили, он у нас постоянно выходит в большинстве. Еще с предсезонки. К сожалению, у нас сегодня очень мало праворуких нападающих. Многие травмированы. Сейчас только один праворукий нападающий в составе — это Илья Федотов. Он лимитчик, здорово вошел в нашу систему. Мы рады. Илья сегодня очень расстроился, хотел выиграть. Но не надо расстраиваться — надо каждому делать правильные выводы. А в большинстве он у нас играет всегда. С первой игры предсезонки выходит в первой бригаде. Это не аванс, а заслуженная вещь. Дальше все в его руках.
— Мичков сыграл всего шесть минут. Вы изначально решили, что будете бережно подводить его к матчам, или он пока не готов?
— У нас все в равных условиях. Есть лимитчики — Илья Федотов, Матвей Мичков, Дмитрий Бучельников, Иван Демидов, который очень ярко начал сезон. Спортивный принцип и здоровая конкуренция в составе. Здесь нет никаких авансов по игровому времени. Так сложился сегодня матч. Бывали ситуации, когда Мичков проводил две смены и забрасывал две шайбы. Здесь площадка больше, чем у «Динамо» в Москве и в Тольятти, где было 26 метров. В Нижнем Новгороде — 28 метров. Это вносит коррективы в тактику. Сопернику здесь удобнее. Нам нужно уметь перестраиваться на большую площадку — больше работать ногами, больше кататься. Непросто перейти с одной площадки на другую. В Ярославле тоже 28 метров — в этом смысле мы будем лучше готовы.
— Вы сослались на усталость, но внесли всего два изменения в состав.
— У нас десять человек с травмами. Просто мы это не афишируем.
— Некого было больше ставить?
— У нас с собой больше никого нет. Остальные восстанавливаются. Есть хорошие новости, но ребята, скорее всего, восстановятся только к выезду на Дальний Восток. Там серьезные повреждения. Не будем их афишировать — это личное дело каждого хоккеиста. Но травм у нас много. Некоторые были получены до начала предсезонки, даже были повреждения вне хоккея. Не на льду.
— Хоккеисты плохо себя готовили в отпуске?
— Знаете, бывает, что человек идет по улице и происходит «черт побери», как в фильме «Бриллиантовая рука». В жизни бывают разные ситуации. Но есть травмы, полученные вне хоккея.
— У вас в заявке 24 нападающих.
— У нас есть система: СКА, «СКА-Нева», «СКА-1946», наша команда «Академия СКА-Юниор» из Красногорска, где 8 сентября будет матч открытия. Ребята в нашей заявке, но они играют по всем командам. Вчера за «СКА-Неву» против «Югры» сыграли два звена из основы. Это все лимитчики, которые могут играть и за СКА в КХЛ. Надо смотреть всю нашу вертикаль.
— Может быть, когда есть вертикаль, много команд, много игроков — то сложно их собрать в единый коллектив?
— Наоборот — хорошо, когда есть выбор. Плохо, когда его нет, как у нас сейчас. Десять человек с травмами — нет выбора. Надо, чтобы он был. Наш медицинский штаб работает, чтобы все ребята вернулись. Это случится скоро и, наверное, на Дальнем Востоке мы увидим команду в оптимальном составе. Рассчитываем на это.
— Ошибки во время предсезонки могут стать причиной такого количества травм?
— Я же только что сказал, что травмы получены не в хоккее. Вы меня не слышали? Это ситуации, которые никак не связаны с нашей командой, со льдом, с тренировками. У нас лучшая предсезонка — это было доказано результатом в прошлом сезоне, и мы докажем в этом чемпионате. Всегда много разных мнений. У нас своя система, мы хорошо подготовились. Да, есть команды, которые не тренируются летом. Я знаю несколько таких команд. Это их право. Они сейчас свежие, будут бегать, выигрывать. А нам надо идти в долгую, по нарастающей. Это серьезный подход.
— За межсезонье СКА серьезно изменился по составу. Хоккеисты, которые ушли, не потерялись, они на ведущих ролях в других клубах.
— Они сегодня проиграли «Сочи». В каком смысле они не потерялись? О чем вы говорите? Почему они должны потеряться? Это хорошие хоккеисты, но у нас есть своя система. Никто не должен потеряться. И зачем нам анализировать прошлый год. Мы уже сделали правильные выводы. Идет серьезный тренировочный процесс, команда под нагрузками. Так и должно быть. Когда ребята под нагрузками — мы получаем базу, чтобы потом вывести команду на пик, когда будет нужно.
— Сейчас вы не сожалеете о тех хоккеистах, которые ушли из СКА? Вообще ни об одном?
— Философский вопрос. Я никогда ни о чем не жалею. Просто благодарен ребятам, которые работали со мной долгие годы, как Никита Гусев, как Игорь Ожиганов и другие. Благодарен им, они хорошие ребята и отличные хоккеисты. Но мы всегда стремимся делать все, чтобы команда шла вперед. Хоккей развивается, мы учимся каждый день. Поверьте мне, наш селекционный отдел работал круглосуточно после окончания прошлого сезона, чтобы нам собрать такую команду. Да, мы сегодня не в оптимальном составе. Впереди огромная работа. Есть ребята, которые не проходили с нами предсезонку по разным причинам. Вы знаете их фамилии. Они летом даже в хоккей не играли, были в другой стране. Сейчас идет адаптация. При этом они показывают хороший уровень. Мы победили сильных соперников на выезде, что очень непросто. Считаю, что лучше начинать дома, но не мы определяем календарь. «Торпедо» начинает дома — мы нет. «Торпедо» играет вторую игру, мы — третью. Это совершенно разные условия в плане подготовки. Наверное, лучше, чтобы все проводили одинаковое количество матчей. Тогда будут равные условия.
— А если лететь во Владивосток, разве условия будут равными?
— В прошлом году всегда были равные условия. Не мы определяем календарь — значит так надо. Считаю, что мы достойно сыграли сегодня. Есть ошибки — будем их разбирать. Никого не обвиняем, проиграли командой. Благодарим «Торпедо» за этот матч, это очень сильный соперник, который играет в комбинационный хоккей. Мне нравится такой хоккей. Получаю огромное удовольствие, когда играю с подобными командами — это очень интересно. Дай бог таких команд в лиге будет больше.
— Вы яркий и открытый человек, не стесняетесь говорить правду. Как считаете, может быть вам не хватает хладнокровия? Или оно будет мешать?
— А что такое спорт без эмоций? Вы хотите видеть унылых людей на льду?
— Есть Зинэтула Билялетдинов, который всегда спокоен.
— При всем уважении, «Ак Барс» сегодня проиграл. Я делаю свою работу, чтобы моя команда играла в яркий хоккей. Эмоции, которые я передаю, нужны команде. Если тренер без эмоций, если ему безразлично — поражение или победа, то зачем этим заниматься? В чем смысл тогда? Каждому свое. Можно взять разных тренеров и всех проанализировать. Не только Зинэтулу Хайдаровича, к которому я отношусь с большим уважением. Он мне очень много помогает, мы часто общаемся. У каждого своя жизнь, свой подход, своя система игры. Лед всех рассудит.
— Я общаюсь с судьями, они как правило не любят, когда с ними много разговаривают.
— А вы задайте судьям вопрос: «Почему сегодня был лишний хоккеист на льду?».
— Согласен.
— Я такого за всю свою жизнь не видел. Даже в юниорском хоккее. Вы такое видели? Не бывает на льду пять человек на вбрасывании, когда должно быть четыре. Давайте начнем помогать друг другу делать наш продукт лучше. Качество льда, судейство, чтобы оно было честным. Какая причина того, что было пять человек на льду? Человек не умеет считать до пяти?
— ФХР разберется с этим вопросом?
— Почему ФХР? КХЛ полностью управляет судейством. Полностью. Де-юре. Давайте не будем обсуждать сплетни, а общаться по сути.
Игорь Ларионов (главный тренер «Торпедо»):
- Очень рад, что в первом домашнем матче сезона команда показала хороший хоккей. Тренерский штаб очень гордится ребятами: их отношением к делу и профессионализмом. И, конечно, огромная благодарность болельщикам, которые сегодня поддерживали команду и гнали нас вперед. Всех с победой!
- Роман Ротенберг сказал, что получает удовольствие от игры с такой командой, как «Торпедо». А что скажете о сопернике вы?
- Мы успели обменяться мнениями, когда шли в раздевалки после игры. Мне сложно возразить. Наоборот, такие матчи украшают хоккей и дают возможность болельщикам массу эмоций и пищу для размышления. Хоккей, который показали обе команды, заслуживает уважение. Хотелось бы, чтобы так продолжалось и по всей лиге: было меньше «автобусов». За этой игрой будущее. Ведь чтобы болельщики шли на трибуны и к экранам телевизоров, нужно дарить им зрелище.
- Как здоровье Сергея Гончарука, и как оцениваете действия игрока, который его заменил?
- Мы изначально в прошлом и этом сезоне стараемся не делать акцент на том, что у нас кто-то выбыл. Понятно, что Гончарук – ключевой игрок команды. С другой стороны, разговоры о его отсутствии будут звучать как оправдания. При этом появляются возможности у других. И мы стараемся делать так, чтобы получающие шанс ребята им пользовались. Без Гончарука мы потеряли немного в движении. С другой стороны, молодой мальчишка Артамонов 2005 года рождения провел яркие матчи: и сегодня, и в Ярославле отыграл очень хорошо. Хоккей – игра жесткая, контактная и травматичная. Поэтому каждый, кто находится у нас в составе, должен в любой момент быть готов вступить в игру и заменить тех людей, которые выбывают.
- А что с Сергеем?
- У нас есть первые снимки МРТ. Предварительный диагноз – 10 дней. Мы общаемся и с нашими докторами, и докторами из НФЛ. Мы должны размеренно восстановить парня и не выпустить его преждевременно.
- Как вернуть в игру Марка Марина, чтобы он стабильно вернулся в игру и не повторил судьбу Зията Пайгина?
- Эволюция игры – она движется вперед. И на сегодняшний день есть ребята, кто постоянно играет, плюс - есть Антон Силаев, который демонстрирует феноменальный хоккей, делает вещи, заслуживающие признания. У Марка еще есть все возможности, потому что сыграно всего 2 матча, и весь сезон еще впереди. Ему нужно поработать, чтобы игра не теряла тот характер и тот почерк, который мы хотим видеть. Возможно, здесь есть вопрос психологии. Нужно успокоиться, прийти в себя и использовать свои сильные стороны, а они у него есть: это и игра в обороне, и в меньшинстве.
- В первом матче вы выставили 12 нападающих и 6 защитников. Сегодня 13 и 7. Почему?
- У нас есть несколько игроков, которые не совсем здоровы по медицинским оценкам. Поэтому нам нужна была подстраховка: изначально мы хотим играть «12+6». После первой игры я спросил ребят, которые провели на льду много времени, как они себя чувствуют, и они ответили, что великолепно. Когда ты проводишь много времени, ты растешь как хоккеист.
- Это исключительно из-за медицинских показаний тех игроков, которые играли?
- Да.
- То есть, подстраховываться от, например, большого штрафа в игре или травмы, вы не будете добавлять игроков в заявку?
- Нет, мы не ищем комфортных зон, мы ищем, чтобы в трудных ситуациях, когда они возникнут, чтобы мы учились играть в эти моменты рационально. Это очень важно как для защитников, так и для нападающих. Если мы играем в 11 нападающих, то у нас длинные отрезки могут сыграть несколько человек - Кирилл Воронин, Влад Фирстов, Кирилл Максимов, «Пайнэппл» (Атанасов - прим.ред.). Наш план такой, чтобы выходить на игру в таком составе, чтобы была компактная скамейка, чтобы быть все вместе в игре. И сегодня, честно говоря, я чувствую себя неловко, потому что у нас сегодня Дарьин и Варлаков всю игру просидели на скамейке. Я им сказал, чтобы по ходу матча они были в любой момент готовы, если у кого-то вдруг возникнут проблемы со здоровьем, чтобы они могли выйти и тут же включиться в игру. Мы не хотим это видеть, чтобы ребята сидели на лавке и не играли.
- Одна из частей любого спортсмена, как один из этапов путей, это «медные трубы». Здесь и Антон Силаев, и Никита Артамонов, и Василий Атанасов, который второй матч подряд просто поражает. Показывает, что готов «раздевать» что «Локомотив», что СКА, и авторитетов для него нет. Вот здесь, может быть, имеет смысл похвалить, и пускай они пройдут эти «медные трубы»?
- Мы хвалим. Мы не стараемся кого-то занизить. Мы общаемся практически со всеми ребятами, в том числе - и с молодёжью. Я их предупредил перед сезоном, и Арти (Артамонов – прим.ред.), и Си (Силаев - прим.ред.). И понятно, что Атанасов уже второй год играет, и ему можно уже ничего не говорить. Если делать свою работу хорошо и прибавлять от игры к игре, то почему бы и нет? Мы не должны сдерживать похвалы, потому что для них это очень важно - получать ту порцию похвалы, которую они заслуживают по игре. И здесь уже ваша задача – журналистов, особо не восхвалять. Но это ваше право. Мы их немного приземляем, чтобы они понимали, что завтра будет новый день, и они должны быть лучше, чем вчера. Мы понимаем, что у них будут и спады, потому что в этом возрасте это характерно. Но они попали в группу очень хороших ребят, людей и коллектива нашей команды, где они будут расти очень быстро.
- Со стороны показалось сегодня, что СКА - не тот, что в прошлом сезоне. В том году это была отлаженная и достаточно солидная машина с игровым почерком. Сейчас показалось, что это достаточно сыроватая команда. Сегодня проще ли было играть против СКА, чем в прошлом сезоне? Можете ли вы сравнить?
- Здесь, наверное, правильнее будет сказать о нашей команде. Мы стали на год старше и опытнее. Нам не принципиально, с кем играть, а давать оценки сопернику, который сыграл три матча, будет некорректно с моей стороны. Нужно время, чтобы игроки в команде притёрлись друг к другу. Они находятся в начале пути, много игроков новых. Сегодня я насчитал их 11 человек, кого у них не было в прошлом году. Это довольно-таки большая группа людей. В любом матче, с кем бы мы ни играли, мы отталкиваемся от своего хоккея. Для того, чтобы мы могли двигаться дальше, не нужно смотреть по сторонам и кого-то бояться.
- Расскажите немного про новобранца Бобби Линча.
- Вы видели, как от нас в этом году ушли братья Федотовы… Бобби Линчу – 25 лет, а я его знаю с тех пор, когда ему было 9. Знаю, какой он игрок, и как он может влиться в эту команду. Знаю его скоростные и человеческие качества. Знаю его семью: родителей, брата и сестру. Это вещи, которые для меня важны. Плюс – важна и финансовая стороны вопроса. Мы берем игрока бесплатно, и если он проведет выдающийся сезон, мы будем счастливы. А если кто-то захочет его купить, мы рассмотрим этот вариант. Брать игрока, которому за 30 – это риск, ведь у нас команда молодая. А всегда проще вливаться в коллектив своих ровесников. С этих сторон мы нашли игрока, который нужен нам по хоккейным, командным и человеческим качествам. Этот игрок может выступать на любой позиции: центрального, крайнего, даже на позиции защитника в большинстве. Ждем, когда решатся визовые вопросы, и он приедет к нам.